ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах депутатов местных кенешей

 

Утверждено

постановлением Центральной

комиссии по выборам

и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от «31» октября 2016 года №183

 

(В редакции постановлений ЦИК КР от 13 сентября 2019 года № 136, 4 февраля 2020 года №31, 17 апреля 2021 года №110, 13 сентября 2024 года №118, 1 октября 2024 года № 155)

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение "Об организации и проведении голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах депутатов местных кенешей" (далее - Положение) регулирует порядок организации и проведения голосования, установления итогов голосования и определение результатов выборов избирательными комиссиями, их официальное опубликование, а также обеспечения безопасности при реализации гражданами своих избирательных прав при проведении выборов депутатов местных кенешей.

1.2. Целью настоящего Положения является соблюдение и обеспечение реализации избирательных прав граждан и иных субъектов избирательного процесса в ходе выборов депутатов местных кенешей в соответствии с общепринятыми демократическими стандартами, свободных, справедливых и прозрачных выборов.

1.3. Настоящее Положение подготовлено на основе требований Конституции, Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской республики, актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

 

2. Организация процесса голосования. Основные требования к оборудованию помещения для голосования. Протокол об итогах голосования и результатах выборов

2.1. Подготовку и проведение выборов депутатов местных кенешей осуществляют:

1) Центральная избирательная комиссия;

2) территориальные избирательные комиссии;

3) участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии в пределах полномочий, установленных законодательством и настоящим Положением, организуют порядок проведения голосованию, готовят помещения и оборудования для голосования, фиксируют волеизъявление избирателей, осуществляют подсчет голосов избирателей, устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов.

Правовое положение, организация и порядок деятельности, а также гарантии независимости избирательных комиссий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами.

2.2. Государственные органы и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий: предоставлять необходимое оборудование, транспортные средства, телефонизированные помещения, в том числе помещения для хранения технологического оборудования (стенды, ящики, кабины для голосования и др.), избирательных документов до их передачи в вышестоящую избирательную комиссию либо архив, а также обеспечивать их охрану; предоставлять необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, безотлагательно, при необходимости в дополнительном изучении соответствующего вопроса или проверки - в трехдневный срок, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно.

Политические партии и иные некоммерческие организации, другие юридические лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов в течение двух рабочих дней в ходе подготовки выборов, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований, а равно нарушения сроков, установленных законодательством, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, политических партий, иных некоммерческих организаций и других юридических лиц несут ответственность в соответствии с законом.

2.3. Для проведения голосования выделяются помещения для голосования. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в пользование участковой избирательной комиссии государственными органами, органами местного самоуправления. Как правило, для проведения голосования выделяются помещения средних образовательных школ, иных учебных заведений, дворцов культуры, иных помещений государственных или муниципальных учреждений.

Помещения для проведения голосования должны отвечать соответствующим нормативам по противопожарной безопасности, санитарным нормам, быть удобными для избирателей, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). Наличие пандусов и перил является одним из способов, обеспечивающих доступность помещения для голосования лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В помещении для голосования размещаются ящики для голосования, специально оборудованные кабины, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, мониторы, термопринтеры и сканеры отпечатков пальцев, а также комплекты серверного и сетевого оборудования.

Система освещения должна иметь альтернативный источник питания, фонари и свечи. При отключении электроосвещения голосование приостанавливается до его возобновления (за счет основного или альтернативного источника). В этом случае, в целях эффективного наблюдения за работой участковой избирательной комиссии, наблюдатели, представители политических партий вправе находиться от автоматически считывающих урн или ящиков для голосования, кабин для голосования на расстоянии, обеспечивающем полное обозрение действий избирательной комиссии, выполнение их функций.

В помещении для голосования избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются информационные материалы о всех кандидатах, а также о политических партиях, зарегистрировавших списки кандидатов. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде размещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования политических партий и выдвинувших кандидатов, а также политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов. Этот образец рекомендуется размещать и в кабинах для тайного голосования.

Для информирования избирателей с ограниченными возможностями здоровья по зрению на информационном стенде размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением шрифта Брайля.

На выборах депутатов местного кенеша по мажоритарной системе сведения о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень, размещаются в информационных материалах в той же последовательности, которая была определена при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня.

На выборах депутатов местного кенеша по пропорциональной системе сведения о зарегистрированных политических партиях, внесенных в избирательный бюллетень, размещаются в информационных материалах в той же последовательности, которая была определена при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня.

На информационном стенде могут размещаться извлечения из Конституции, Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в части норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Указанные материалы размещаются участковыми избирательными комиссиями таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, а также оборудование, указанное в абзаце третьем п.2.3 настоящего Положения, одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии, представителей кандидатов, политических партий, наблюдателей.

В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования.

На фасадной части здания, в котором располагается помещение для голосования, должна находиться вывеска с указанием номера избирательного участка. На входе в помещение должна находиться вывеска с указанием часов работы участковой избирательной комиссии, при этом такую же вывеску следует разместить и на входе в здание, в котором расположено помещение участковой избирательной комиссии.

В помещении для голосования, наряду с технологическим оборудованием и материалами, необходимыми для обеспечения голосования, должно также находиться техническое оборудование: столы письменные, стулья, шкафы для бумаг и одежды, сейф или металлический шкаф, материалы для опечатывания ящиков для голосования и избирательной документации, печать участковой избирательной комиссии, калькулятор, канцелярские принадлежности, телефон.

На столах, за которыми будет осуществляться выдача бюллетеней избирателям размещается нумерация, указанная в чеке для идентификации избирателя.

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы автоматически считывающие урны при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, представителей политических партий, наблюдателей.

Для прозрачности процесса идентификации избирателей и хода голосования в помещении для голосования устанавливается видеонаблюдение.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

2.3-1. Помещение для голосования должно отвечать потребностям избирателей с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного входа и голосования, включая:

- удобные подъездные и пешеходные пути,

- специальные места для стоянки личного автотранспорта,

- размещение помещений для голосования на первых этажах зданий либо наличие лифтов,

- широкие проемы дверей, наличие пандусов (в случае невозможности установки пандуса оснастить кнопкой вызова помощи),

- настилов, тактильных указателей, достаточного освещения.

Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования), а также информационные стенды должны быть расположены с учетом доступности и необходимости обеспечения тайного голосования.

Кабины для голосования должны соответствовать параметрам, позволяющим избирателям, использующим кресло-коляску, беспрепятственно въехать, и быть оснащены средствами оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и другие), дополнительным освещением, стулом, специальным трафаретом.

2.4. После проведения голосования и подсчета голосов избирателей составляются протоколы избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов.

Участковая избирательная комиссия подсчитывает голоса, подводит итоги голосования на соответствующем избирательном участке.

Соответствующая территориальная избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий определяет результаты выборов депутатов местных кенешей по соответствующей территории.

Протокол об итогах голосования является документом строгой отчетности, форма и степень защиты определяются Центральной избирательной комиссией.

Форма и порядок заполнения протоколов об итогах голосования и результатах выборов избирательными комиссиями устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

 

3. Порядок голосования и голосование вне помещения

3.1. Голосование в день выборов депутатов местных кенешей проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении переголосовании - не позднее чем за 7 календарных дней до дня голосования.

3.2. В день выборов, перед началом голосования, в 7 часов утра, участковая избирательная комиссия на своем заседании в помещении для голосования жеребьевкой определяет членов комиссии, которые будут:

- осуществлять регистрацию граждан в бумажном списке избирателей;

- осуществлять контроль за прохождением избирателей в кабины для тайного голосования, опусканием избирательных бюллетеней в автоматизированные считывающие урны или ящики для голосования.

При этом председатель и секретарь участковой избирательной комиссии, а также член участковой комиссии, обслуживающий автоматически считывающие урны, ответственный за идентификацию избирателей (далее – оператор), в жеребьевке не участвуют.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.3. Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, кандидатов, представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей вскрывает опечатанный сейф (шкаф), в котором находятся список избирателей данного участка, печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения; вынимает из сейфа (шкафа) бумажный список избирателей, иное необходимое оборудование с электронным списком избирателей, оглашает число включенных в список избирателей, дает возможность визуально ознакомиться и выборочно сверить бумажный и электронный списки избирателей присутствующим лицам, затем раздает его членам участковой избирательной комиссии, которые несут ответственность за регистрацию избирателей и заполнение бумажного списка избирателей в день голосования. В соответствии с законодательством списки избирателей составляются в электронном и бумажном виде и передаются участковым избирательным комиссиям в установленные сроки. Электронный список избирателей находится в специальном ноутбуке.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.4. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, представителям кандидатов, политических партий, средств массовой информации пустые накопители автоматически считывающей урны. Затем накопитель и крышка урны пломбируются номерными пломба-наклейками, после председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в урны, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих представителей политических партий, наблюдателей, после чего опломбированная урна повторно пломбируется оптическим сканером.

Автоматически считывающие урны пломбируются с двух противоположных сторон.

В случае использования стационарных ящиков председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра указанным в абзаце первом настоящего пункта лицам пустые ящики для голосования. Затем в ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются наименование округа, номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов, их представителей и наблюдателей, представителей политических партий. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии, после чего ящики для голосования опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.5. (Утратил силу в соответствии с постановлением ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.6. (Утратил силу в соответствии с постановлением ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.7. В помещении для голосования члены участковой избирательной комиссии – оператор и/или привлеченный оператор проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и (или) персональным данным.

Для идентификации избирателя по его биометрическим и (или) персональным данным согласие избирателя не требуется.

При этом на мониторе, вывешенном на обозримом для представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей месте, высвечивается следующая информация:

- общее количество граждан, включенных в список избирателей на данном избирательном участке;

- количество избирателей, прошедших идентификацию и получивших чек о прохождении идентификации на этом избирательном участке на данный момент;

- фотография избирателя, проходящего идентификацию;

- иная информация, определенная Центральной избирательной комиссией совместно с уполномоченным государственным органом, в соответствии с техническими возможностями оборудования.

После идентификации избирателя распечатывается чек и избирательный бюллетень. Чек с избирательным бюллетенем предъявляется избирателем члену участковой избирательной комиссии, который регистрирует избирателя в бумажном списке избирателей. Избиратель расписывается в нем.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.8. (Утратил силу в соответствии с постановлением ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.9. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

3.10. (Утратил силу в соответствии с постановлением ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.11. (Утратил силу в соответствии с постановлением ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.12. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специально оборудованная кабина или специально оборудованное место должны быть установлены или изготовлены с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.

3.13. На выборах депутатов местного кенеша по пропорциональной системе избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к политической партии, в пользу которой сделан выбор, либо к позиции "Против всех".

На выборах депутатов местного кенеша по мажоритарной системе избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадратах, относящихся к кандидатам, в пользу которых сделан выбор, либо в квадрате "Против всех". Количество кандидатов, за которых может проголосовать избиратель, не должно превышать число мандатов по избирательному округу.

3.14. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии c помощью специальной СМАРТ- карты распечатывает избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Новый избирательный бюллетень распечатывается только один раз. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.15. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, представителем кандидата, политической партии, наблюдателем. В этом случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.

Лицо, назначенное по просьбе избирателя, не имеющего возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, обязан совершить действия в полном соответствии с волеизъявлением избирателя.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.16. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в соответствующие опечатанные (опломбированные) автоматические считывающие урны. Запрещается выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования.

Сведения о количестве проголосовавших, основанные на количестве избирательных бюллетеней, считанных автоматически считывающей урной и отображенных на его мониторе, заносятся в акт участковыми избирательными комиссиями и передаются в территориальную избирательную комиссию через каждые 2 часа. Системный администратор территориальной избирательной комиссии вводит и автоматически публикует полученные данные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Окончательные сведения о количестве проголосовавших избирателей, основанные на количестве избирательных бюллетеней, считанных автоматически считывающей урной и отображенных на его мониторе, передаются в Центральную избирательную комиссию сразу же после закрытия избирательных участков, но до вскрытия урн с бюллетенями.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.17. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования, которые после наведения порядка должны покинуть помещение для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий и не нарушающие права участников избирательного процесса, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии, уполномоченный избирательной комиссией.

3.18. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии, либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме на основании составленного акта. Акт об удалении, должен быть мотивированным.

Акт об удалении участковой избирательной комиссии готовится председателем участковой комиссии или лицом его замещающим. В акте об удалении должно быть указано основание удаления: номер статьи и текст конкретного пункта (части, статьи) закона, который был нарушен удаляемым лицом. Также в акте об удалении указывается обстоятельство (описание, время, место, участники) нарушения. Для каждого удаляемого лица составляется отдельный акт.

Акт об удалении составляется в двух экземплярах. Акт должен иметь номер, содержать дату и время составления акта, должен быть подписан председателем и секретарем участковой избирательной комиссии (или лицами, их замещающими), заверен печатью участковой избирательной комиссии. Один экземпляр акта выдается удаляемому лицу. Другой экземпляр является документом участковой избирательной комиссии и хранится вместе с другими документами избирательной комиссии.

Удаленное лицо вправе обжаловать акт об его удалении в вышестоящую избирательную комиссию. Принятое вышестоящей комиссией или судом решение должно быть немедленно исполнено участковой избирательной комиссией.

При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

3.19. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также их должностные лица обязаны в день голосования обеспечить общественную безопасность, бесперебойную работу общественного транспорта, средств связи, электроосвещения и отопления помещений для голосования.

3.20. В случае сбоя автоматически считывающей урны в день выборов, если по результатам осмотра автоматически считывающая урна не подлежит восстановлению, голосование осуществляется на основе использования запасной автоматически считывающей урны. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии и операторами.

В случае сбоя запасной автоматически считывающей урны голосование осуществляется на основе использования стационарного ящика. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии и операторами.

Избирательные бюллетени, находящиеся в автоматически считывающей урне, которая дала сбой, извлекаются и пропускаются через действующую автоматически считывающую урну после окончания голосования в присутствии наблюдателей, кандидатов, представителей кандидатов, политических партий.

В случае восстановления работоспособности замененных в результате сбоя автоматических считывающих урн их использование допускается после завершения голосования для составления итогового отчета автоматических считывающих урн. При этом составляется акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии, операторами, наблюдателями, представителями кандидатов, политических партий.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

3.21. Избиратели, которые внесены в списки избирателей, но по состоянию здоровья или инвалидности не могут прибыть на избирательный участок для голосования; избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; избиратели, временно проживающие в местах, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства; а также в исключительных случаях, по решению соответствующей избирательной комиссии, военнослужащие, несущие службу в день голосования в воинских частях, сотрудники органов внутренних дел, несущие службу в день голосования в расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местах, если они постоянно проживают на территории избирательного участка, в который входят по месту своего расположения места их временного пребывания; избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы; избиратели, работающие вахтовым методом голосуют вне помещения для голосования, если избирательный участок, в котором проводятся выборы, находится на территории их пребывания. Участковые избирательные комиссии обязаны обеспечить таким избирателям возможность голосования вне помещения для голосования за один календарный день до дня голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится только за один календарный день до дня голосования в период с 8 до 20 часов и только на основании письменного заявления избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление избирателя может быть сделано в любое время, но не позднее 3 календарных дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления в специальном реестре. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, и данные об избирателе.

Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, но не более трех. Голосование вне помещения для голосования проводят члены участковой избирательной комиссии, совместно с оператором, которые получают предварительно опечатанные (опломбированные) переносные ящики. Голосование вне помещения для голосования проводится в присутствии представителей кандидатов, политических партий, наблюдателей, средств массовой информации.

Участковая избирательная комиссия за 2 дня до голосования на своем заседании жеребьевкой определяет членов комиссии (не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии), которые будут организовывать голосование вне помещения для голосования. Председатель, секретарь участковой избирательной комиссии и оператор АСУ в жеребьевке не участвуют. О времени и месте проведения жеребьевки участковая избирательная комиссия обязана уведомить кандидатов, политические партии, общественных наблюдателей.

За 2 дня до дня голосования участковая избирательная комиссия на своем участке обязана вывесить реестр избирателей, подавших письменное заявление о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим кандидатам, наблюдателям, представителям кандидатов, политических партий, средств массовой информации пустые переносные ящики для голосования вне помещения, которые опечатываются (пломбируются) листом бумаги формата А4, подписанным председателем, секретарем и другими членами участковой избирательной комиссии, присутствующими кандидатами, представителями кандидатов, политических партий, выдвинувших кандидатов, а также политических партий, выдвинувших список кандидатов, наблюдателями и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов, представителей кандидатов, политических партий, выдвинувших список кандидатов. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

По прибытии к избирателю члены участковой избирательной комиссии оператор и/или привлеченный оператор проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и персональным данным. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в списке избирателей, голосующих вне помещения для голосования, составляемом на основе реестра избирателей, подавших письменное заявление о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.

Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специальном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специальное место должно быть подобрано с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.

В случае если избиратель вследствие ограниченности возможности здоровья или по состоянию здоровья не может самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя в порядке, предусмотренном пунктом 3.15 настоящего Положения.

Серия и номер паспорта избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей, и одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается отметка "Проголосовал вне помещения для голосования".

По окончании голосования вне помещения отверстие переносных ящиков для голосования опечатывается (пломбируется) листом бумаги формата А4, подписанным председателем, секретарем и другими членами участковой избирательной комиссии, присутствующими кандидатами, представителями кандидатов, групп избирателей, политических партий, выдвинувших кандидатов, а также политических партий, выдвинувших список кандидатов, наблюдателями и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Переносные ящики хранятся в сейфе (шкафу), который опечатывается (пломбируется) дополнительно.

Подсчет голосов избирателей, проголосовавших вне помещения, производится по окончании голосования в помещении для голосования. Извлеченные из переносных ящиков избирательные бюллетени, пропускаются через автоматически считывающую урну по окончании голосования в помещении для голосования.

(В редакции постановлений ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118, 1 октября 2024 года № 155)

 

4. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования участковыми избирательными комиссиями

4.1. В 20 часов голосование завершается, а помещение для голосования закрывается. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что проголосовать могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования, то есть прошедшие в помещение для голосования до 20 часов.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

4.2. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно исключительно членами участковой избирательной комиссии на ее заседании, с последовательным оглашением и соответствующим оформлением в протоколе об итогах голосования и в его увеличенной форме (которая вывешивается в месте, установленном избирательной комиссией) всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей.

В процессе подсчета голосов и установления итогов голосования кандидатами, представителями кандидатов, политических партий, наблюдателями, представителями средств массовой информации могут производиться фотографирование, кино-, видеосъемка.

4.3. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования в том же помещении, где проводилось голосование избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех членов участковой избирательной комиссии, кандидатов, представителей кандидатов, политических партий в избирательных комиссиях. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете.

Членам участковой избирательной комиссии, за исключением председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, при подсчете голосов запрещается пользоваться письменными принадлежностями.

4.4. Члены участковой избирательной комиссии пересчитывают ошибочно заполненные (испорченные) избирательные бюллетени и погашают их путем надрезания правого нижнего угла (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, списков кандидатов) и сдают по ведомости председателю участковой избирательной комиссии, о чем составляется акт. Число всех погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма чисел избирательных бюллетеней, которые были возвращены избирателями как ошибочно заполненные (испорченные), оглашается и заносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

4.5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии, ответственные за регистрацию избирателей, обязаны внести в каждую страницу списка избирателей соответствующие суммарные данные.

После внесения суммарных данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии, который затем суммирует все данные и передает председателю участковой избирательной комиссии. Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии вносят на последнюю страницу списка избирателей итоговые данные, определяемые как сумма данных по всем страницам, заверяют их своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей избирателей о получении избирательных бюллетеней установленной формы.

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, дополнительно проверяется путем подсчета чеков.

После проведения работы со списком избирателей составляется акт о числе избирательных бюллетеней, выданных избирателям. Копию акта, заверенную подписью председателя и печатью участковой избирательной комиссии, выдают присутствующим кандидатам, представителям кандидатов политических партий, средств массовой информации, наблюдателям, затем данные заносятся в протокол увеличенной формы.

После проведения работы со списком избирателей председатель участковой избирательной комиссии предлагает присутствующим визуально ознакомиться с ним.

После этого список избирателей убирается в сейф (шкаф).

4.6. Участковая избирательная комиссия приступает к обязательному подсчету избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования. Члены участковой избирательной комиссии, проводившие голосование вне помещения для голосования, демонстрируют сохранность пломб и печатей, вскрывают поочередно переносные ящики для голосования, затем извлекают избирательные бюллетени и контрольные листы с подписями членов участковой избирательной комиссии, лиц, присутствовавших при опечатывании избирательных ящиков. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольные листы.

Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования и выданных чеков. Подсчет избирательных бюллетеней в каждом переносном ящике для голосования производится отдельно.

Если установлено, что в переносном ящике для голосования число избирательных бюллетеней больше, чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве избирательных бюллетеней и чеков, все избирательные бюллетени, находящиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными и погашаются путем надрезания правого нижнего угла, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования. Эти недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются, при этом на пакете указываются номер избирательного участка с надписью "Недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования", номер ящика и количество избирательных бюллетеней.

Недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования и данные заносятся в соответствующую графу итогового протокола и его увеличенную форму.

Извлеченные из переносных ящиков действительные избирательные бюллетени, пропускаются через автоматически считывающую урну.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

4.7. Избирательные бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Избирательными бюллетенями неустановленной формы признаются избирательные бюллетени, содержание и (или) форма которых не соответствуют тексту и форме избирательного бюллетеня, утвержденного Центральной избирательной комиссией.

4.8. Автоматически считывающая урна формирует и выдает бумажный протокол об итогах голосования, в котором указывается количество обработанных бюллетеней, а также суммарное значение количества голосов избирателей, набранных каждой политической партией и в позиции "Против всех".

Перед ручным подсчетом голосов избирателей председатель участковой комиссии объявляет предварительные итоги голосования бумажного протокола автоматически считывающей урны, о чем составляется отдельный акт, который оглашается перед всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, кандидатами, представителями кандидатов, политических партий, наблюдателями, представителями средств массовой информации.

Автоматически считывающие урны не должны допускать раскрытия тайны голосования на весь период голосования и не должны быть подключенными к проводным и беспроводным сетям.

Вывод данных об итогах голосования из автоматически считывающих урн осуществляется участковой избирательной комиссией после 20 часов, но не позднее 21 часа в день голосования. Отчеты автоматически считывающей урны, заверенные печатью, первичные и итоговые отчеты по идентификации, заверенные печатью, выдаются всем представителям кандидатов политических партий, наблюдателям, находящимся в помещении для голосования.

В случае невозможности передачи данных из автоматически считывающей урны из-за проблем со связью участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт и передача данных на сервер Центральной избирательной комиссии производится в территориальной избирательной комиссии в присутствии кандидатов, представителей кандидатов, политической партии и наблюдателей.

Протокол автоматически считывающей урны о предварительных итогах голосования в бумажном виде выдается всем присутствующим при подсчете голосов, является предварительной информацией, не имеющей юридического значения.

4.9. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале ручного подсчета избирательных бюллетеней, содержащихся в автоматически считывающей урне, демонстрирует неповрежденность печати (пломбы) и вскрывает урну для голосования. Члены участковой избирательной комиссии извлекают избирательные бюллетени и вынимают контрольный лист с подписями членов участковой избирательной комиссии, других лиц, присутствовавших утром при опечатывании автоматически считывающей урны для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольный лист.

Избирательные бюллетени после извлечения из автоматически считывающей урны для голосования подсчитываются и результаты вписываются в протокол об итогах голосования.

Число извлеченных избирательных бюллетеней из автоматически считывающей урны должно совпадать с числом бюллетеней, полученных избирателям, либо быть меньше. Если в автоматически считывающей урне число избирательных бюллетеней будет больше чем число полученных бюллетеней избирателям, то участковая избирательная комиссия принимает меры по выявлению и устранению причин.

Если после выявления и устранения причин число действительных избирательных бюллетеней в автоматически считывающей урне будет больше чем число полученных избирателям бюллетеней, все избирательные бюллетени, находящиеся в урне, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными и погашаются путем надрезания правого нижнего угла.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

4.10. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из автоматически считывающей урны, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, списков кандидатов, по позициям "Против всех кандидатов", "Против всех списков кандидатов", одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и предоставляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете.

С рассортированными избирательными бюллетенями вправе ознакомиться кандидаты, представители кандидатов, политических партий, наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии.

4.11. Затем производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов и по позиции "Против всех". Подсчет рассортированных избирательных бюллетеней осуществляется вслух путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли слышать или видеть отметку избирателя в избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.

Полученные данные, которые определяются по соответствующим отметкам (голосам) избирателей в избирательных бюллетенях, поданным за каждого кандидата, список кандидатов и по позиции "Против всех", заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

4.12. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателя, а также недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования (если имел место факт извлечения из переносного ящика для голосования числа избирательных бюллетеней, превышающего число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных избирательных бюллетеней). К числу бюллетеней неустановленной формы относятся бюллетени, в которых не проставлены установленные Центральной избирательной комиссией защитные отметки, не заверенные печатью участковой избирательной комиссии и не содержащие иные установленные отметки. Недействительными считаются избирательные бюллетени, в которых число отметок в пользу кандидатов превышает число мандатов по избирательному округу, а при выборах по пропорциональной системе - число отметок в пользу списков кандидатов более одной позиции.

Избирательные бюллетени, содержащие на обратной стороне отметки, почерки или иные росписи, вне зависимости от их содержания, не могут быть признаны недействительными.

В случае возникновения сомнений при признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины его недействительности и эта запись подтверждается подписями председателя и секретаря и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

Общее число недействительных избирательных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

4.13. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней, которое определяется по отметкам избирателей, позволяющим установить волеизъявление избирателей.

4.14. Председатель участковой избирательной комиссии предлагает всем присутствующим при подсчете голосов лицам визуально ознакомиться с избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии. В случае несовпадения итогов голосования по данным автоматически считывающей урны с итогами голосования по данным ручного подсчета голосов по требованию кандидата, представителя кандидата, политической партии или наблюдателя произвести пересчет голосов. Избирательные бюллетени пересчитываются при непосредственном участии кандидата, представителя кандидата, политической партии или наблюдателя и предоставлении возможности визуального контроля с их стороны. Пересчет избирательных бюллетеней при этом производится вслух.

Итоги голосования устанавливаются по результатам ручного подсчета голосов.

4.15. После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, согласно порядку, утверждаемому Центральной избирательной комиссией.

4.16. После проведения подсчета голосов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие заявления (жалобы) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, принимаются решения по каждому заявлению (жалобе). Затем членами участковой избирательной комиссии и заявителями, согласными с принятыми участковой избирательной комиссией решениями по поступившим заявлениям (жалобам), подписывается протокол итогового заседания участковой избирательной комиссии. При подписании протокола итогового заседания участковой избирательной комиссии члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

После составления протокола об итогах голосования, рассортированные избирательные бюллетени, списки избирателей, чеки, первичные и итоговые протоколы автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации упаковываются в отдельные пакеты, на которых указываются номер избирательного участка, количество избирательных бюллетеней, чеков и наименование списков избирателей. Пакеты опечатываются, подписываются членами участковой избирательной комиссии и складываются в отдельные мешок или коробку. На мешке или коробке указываются номер избирательного участка и перечень находящихся внутри документов. Мешок или коробка опечатываются с проставлением подписей членов участковой избирательной комиссии. Упаковка избирательных бюллетеней, списков избирателей, чеков, первичных и итоговых протоколов автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации, а также их складывание в мешок или коробку осуществляются в присутствии кандидатов, представителей кандидатов, политических партий, наблюдателей, которым также предоставляется возможность поставить на мешке или коробке свои подписи. Пакет, мешок или коробка могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.

4.17. Протокол об итогах голосования в форме, согласно приложению к настоящему Положению, составляется избирательными комиссиями в двух экземплярах, а также заполняется дополнительный экземпляр для Центральной избирательной комиссии и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. К протоколам приобщаются составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующем участке, особое мнение членов избирательной комиссии, а также поступившие жалобы (заявления) и принятые по ним решения.

Протокол является действительным, если он подписан не менее 2/3 членами от установленного числа членов участковой избирательной комиссии. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Протокол предварительных итогов голосования на избирательном участке, выданный автоматически считывающей урны, прилагается к протоколу об итогах голосования, составленному участковой избирательной комиссией на основании ручного подсчета бюллетеней и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии.

4.18. После подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией итоги голосования незамедлительно оглашаются перед всеми присутствующими представителями кандидатов, политических партий, наблюдателями, представителями средств массовой информации.

После оглашения итогов голосования протокол об итогах голосования, первичные, итоговые чеки об идентификации избирателей и автоматически считывающих урн, заверенные печатью участковой избирательной комиссии, направляются на центральный сервер Центральной избирательной комиссии путем сканирования через автоматически считывающие урны.

В случае ошибочного заполнения протокола об итогах голосования комиссия составляет соответствующий акт, который также сканируется и направляется на центральный сервер Центральной избирательной комиссии вместе с вновь заполненным и подписанным протоколом об итогах голосования.

Поступившие на центральный сервер Центральной избирательной комиссии, сканированные документы, после проверки на соответствие правильности заполнения протокола, публикуются на сайте Центральной избирательной комиссии.

4.19. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, отчеты автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации, незамедлительно доставляются не позднее 6 часов утра дня, следующего за днем голосования, в территориальную избирательную комиссию председателем участковой избирательной комиссии или одним из членов участковой избирательной комиссии в сопровождении представителей кандидатов, политических партий.

4.20. Второй экземпляр протокола, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии, который несет установленную законодательством ответственность за их достоверность и сохранность до окончания работы комиссии.

Дополнительный экземпляр протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии направляется в Центральную избирательную комиссию.

4.21. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, и хранится до окончания работы участковой избирательной комиссии.

4.22. Каждому лицу, присутствовавшему при подсчете голосов, секретарь участковой избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования обязан выдать заверенную печатью копию (ксерокопию) протокола об итогах голосования.

4.23. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которые распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, представителям кандидатов, политических партий, наблюдателям, международным наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.

Центральная избирательная комиссия после получения списка избирателей, принявших участие на выборах от Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, направляет его в территориальную избирательную комиссию в электронном виде.

Территориальная избирательная комиссия распечатывает список избирателей, принявших участие на выборах, и направляет в участковую избирательную комиссию для вывешивания.

Список избирателей, принявших участие на выборах, или его копия, заверенная печатью, не позднее 3 календарных дней вывешивается на стендах перед помещениями участковых избирательных комиссий.

 

5. Установление итогов голосования и определение результатов выборов территориальными избирательными комиссиями. Повторные выборы. Официальное опубликование результатов выборов

5.1. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, жалобы (заявления), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, первичные и итоговые протоколы автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации незамедлительно доставляются не позднее 6 утра дня, следующего за днем голосования и передаются по акту в территориальную избирательную комиссию председателем участковой избирательной комиссии или одним из членов участковой избирательной комиссии в сопровождении присутствовавших при подсчете кандидатов, представителей кандидатов, политических партий.

Председатель территориальной избирательной комиссии заблаговременно определяет членов территориальной избирательной комиссии, ответственных за прием избирательных документов по каждой участковой избирательной комиссии. Прием избирательных документов и оборудования осуществляется в помещении, определяемом территориальной избирательной комиссией.

Председатель участковой избирательной комиссии или один из членов участковой избирательной комиссии, прибыв в помещение, определенное территориальной избирательной комиссии, сдает автоматические считывающие урны, оборудование по идентификации избирателей системному администратору в территориальной избирательной комиссии.

Участковые избирательные комиссии сдают соответствующему члену территориальной избирательной комиссии первые экземпляры протоколов об итогах голосования, вместе со следующими избирательными документами:

- первичные и итоговые отчеты автоматически считывающей урны (АСУ), заверенные печатью,

- первичные и итоговые отчеты по идентификации голосования вне помещения,

- первичные и итоговые отчеты по идентификации в день голосования,

- акты,

- реестры,

- протокол итогового заседания участковой избирательной комиссии,

- заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты.

Также член территориальной избирательной комиссии принимает опечатанные мешки или коробки, в которых находятся рассортированные избирательные бюллетени по каждому кандидату, политической партии и позиции «Против всех», а также избирательные бюллетени, упакованные в отдельные пачки, которые участковая избирательная комиссия своим решением признала недействительными, погашенные избирательные бюллетени, список избирателей, чеки о прохождении идентификации, выданные оператором.

На мешке или коробке указываются номер избирательного участка и перечень находящихся внутри документов. Мешок или коробка опечатывается с проставлением подписей членов участковых избирательных комиссий. Пакет, мешок или коробка могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.

5.2. Подведение итогов голосования на соответствующей территории осуществляет территориальная избирательная комиссия на основании протоколов, поступивших непосредственно из участковых избирательных комиссий и из избирательных участков дистанционного голосования, путем сложения содержащихся в них данных. Протокол об итогах дистанционного голосования распечатывается системным администратором ЦИК КР и вручается председателю территориальной избирательной комиссии.

После предварительной проверки правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования территориальная избирательная комиссия путем суммирования данных всех участковых избирательных комиссий подводит итоги голосования на соответствующей территории. Территориальная избирательная комиссия проверяет данные протоколов составленных участковыми избирательными комиссиями с данными протоколов автоматических считывающих урн. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет сводную таблицу и протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий, количестве поступивших протоколов, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий.

Перед подписанием протокола об итогах голосования на соответствующей территории территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию заявления (жалобы), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых избирательных комиссий. Избирательная комиссия принимает решения по каждому заявлению (жалобе), затем членами избирательной комиссии и заявителями, согласными с принятыми избирательной комиссией решениями по поступившим заявлениям (жалобам), подписывается протокол итогового заседания избирательной комиссии. При подписании протокола итогового заседания территориальной избирательной комиссии члены избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. После этого избирательная комиссия подписывает протокол об итогах голосования на соответствующей территории.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

5.3. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии. К протоколам приобщаются составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, особые мнения членов избирательной комиссии, а также поступившие заявления (жалобы) и принятые по ним решения.

5.4. Первый экземпляр протокола избирательной комиссии незамедлительно после подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы направляется в Центральную избирательную комиссию.

5.5. Второй экземпляр протокола вместе со всей избирательной документацией хранится секретарем территориальной комиссии в охраняемом помещении до передачи в архив.

5.6. Увеличенная форма протокола об итогах выборов вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном территориальной избирательной комиссией, и хранится до окончания работы избирательной комиссии.

5.7. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковых избирательных комиссий, территориальная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирательной комиссией. Повторный подсчет проводится с обязательным присутствием члена (членов) Центральной избирательной комиссии. При повторном подсчете голосов вправе присутствовать представители кандидатов, политических партий и наблюдатели. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию.

5.8. Каждому лицу, присутствовавшему при подсчете голосов, секретарь территориальной избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования обязан выдать его заверенную печатью копию (ксерокопию).

5.9. Результаты выборов определяет соответствующая территориальная избирательная комиссия на основании протоколов, поступивших непосредственно из участковых избирательных комиссий, и протокола, указанного в пункте 5.3. настоящего Положения, не позднее 20 календарных дней со дня голосования.

Соответствующая территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматривает все поступившие жалобы (заявления) о нарушениях в ходе подготовки и проведения выборов, принимает решение по каждой жалобе (заявлению).

5.10. Соответствующая территориальная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов, в который заносятся данные поступивших протоколов, на основании которых определяются результаты выборов, данные о числе непосредственно нижестоящих (участковых) избирательных комиссий, а также сводной таблицы по суммарным данным протоколов нижестоящих (участковых) избирательных комиссий и протокола, указанного в пункте 5.3. настоящего Положения.

5.11. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей о получении избирательных бюллетеней.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.

В случае отмены регистрации списка кандидатов политической партии после дня голосования в результате установления нарушения избирательного законодательства, избирательные бюллетени с голосами избирателей, отданными за эту политическую партию, признаются недействительными. При определении результатов выборов для расчета распределения депутатских мандатов, голоса избирателей, отданные за список кандидатов политической партии, регистрация которой отменена, исключаются из расчета числа избирателей, принявших участие в голосовании.

5.11-1. Для проведения выборов депутатов айылных кенешей по каждому айылному кенешу резервируется не менее 30 процентов мандатов депутатов айылного кенеша для женщин.

Количество резервируемых мандатов в избирательном округе зависит от общего количества мандатов в соответствующем избирательном округе:

1) в 2-мандатном избирательном округе резервируется 1 мандат;

2) в 3-мандатном избирательном округе резервируется 1 мандат;

3) в 4-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата;

4) в 5-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата;

5) в 6-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата;

6) в 7-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата;

7) в 8-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата;

8) в 9-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата;

9) в 10-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата;

10) в 11-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата;

11) в 12-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата;

12) в 13-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата;

13) в 14-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов;

14) в 15-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов;

15) в 16-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2019 года № 136)

5.11-2. При определении результатов выборов депутатов айылных кенешей первоначально распределяются мандаты между женщинами-кандидатами, зарезервированными в соответствии с пунктом 5.11-1 настоящего Положения. Избранными признаются женщины-кандидаты, получившие наибольшее количество голосов по отношению к другим женщинам-кандидатам.

В случае если число женщин-кандидатов в избирательном округе меньше количества зарезервированных мандатов, то после распределения мандатов, указанных в абзаце первом, оставшиеся мандаты распределяются среди других кандидатов в соответствии с пунктом 5.11-2.1. настоящего Положения.

В случае если в соответствующем избирательном округе нет женщин-кандидатов, то зарезервированные мандаты распределяются среди других кандидатов в соответствии с пунктом 5.11-2.1. настоящего Положения.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2019 года № 136)

5.11-2.1. После распределения зарезервированных мандатов оставшиеся мандаты распределяются между остальными кандидатами. Избранными признаются кандидаты (в соответствии с числом мандатов), получившие наибольшее число голосов избирателей соответствующего избирательного округа, принявших участие в голосовании.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2019 года № 136)

5.11-2.2. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. В случае если кандидаты были зарегистрированы в один день, вопрос решается путем проведения жеребьевки.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2019 года № 136)

5.11-2.3. В случае досрочного прекращения полномочий депутата-женщины, получившей мандат на основании резервирования мандатов, мандат передается следующей женщине-кандидату, получившей наибольшее количество голосов избирателей в соответствующем избирательном округе. Если не осталось женщин-кандидатов, мандат передается следующему за избранными депутатами кандидату, получившему наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему многомандатному избирательному округу.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2019 года № 136)

5.12. Выборы признаются территориальной избирательной комиссией несостоявшимися:

- если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату, меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае проводятся повторные выборы;

- если число голосов избирателей, поданных за список кандидатов, набравший наибольшее число голосов по отношению к другим спискам кандидатов, меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех списков кандидатов. В этом случае проводятся повторные выборы.

5.13. Территориальная избирательная комиссия признает итоги голосования на избирательном участке недействительными:

- если во время подготовки выборов, проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования избирателей;

- если во время подготовки выборов, проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, повлиявшие на волеизъявление избирателей;

- по решению Центральной избирательной комиссии.

В случае признания итогов голосования на избирательном участке недействительными результаты выборов определяются по итогам голосования на остальных избирательных участках. В случае признания итогов голосования на избирательном участке недействительными, которые влияют на результаты выборов, на данном избирательном участке проводится переголосование в 2-недельный срок со дня назначения переголосования соответствующей избирательной комиссией.

При этом итоги голосования по кандидату, списку кандидатов могут быть отменены в пределах участка/участков или в целом по округу в зависимости от степени тяжести нарушения, территории, на которой совершено нарушение.

Для целей расчета распределения депутатских мандатов голоса избирателей, отданные за кандидата, список кандидатов политической партии, итоги голосования по которым признаны недействительными, не учитываются в числе избирателей, принявших участие в голосовании.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

5.14. Под нарушениями, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования, понимаются нарушения положений, связанных с порядком голосования, подсчетом голосов, составлением протокола об итогах голосования на избирательном участке, не позволяющие достоверно определить количество голосов, полученных каждым кандидатом, списком кандидатов.

Под нарушениями, повлиявшими на волеизъявление избирателей, понимаются нарушения, повлиявшие на выражение своей воли избирателями в ходе подготовки выборов, в ходе голосования, подсчета голосов или установления итогов голосования на избирательном участке, связанные с агитацией в день голосования, воспрепятствованием осуществлению избирательных прав гражданами, наблюдением за голосованием, голосованием за других избирателей, вмешательством в деятельность избирательных комиссий, подкупом избирателей.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

5.15. Соответствующая территориальная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными, если итоги голосования по кандидату (кандидатам), списку кандидатов политической партии (партий) на части избирательных участков, охватывающей более одной трети избирателей от общего числа принявших участие в голосовании, будут признаны недействительными.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

5.16. В случае если выборы признаны несостоявшимися, недействительными, кандидат (список кандидатов) по итогам голосования не избран, назначаются повторные выборы. Повторные выборы депутатов местных кенешей назначаются Президентом в течение одного месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов, другие действия, в том числе сроки избирательных действий по выборам, осуществляются в порядке, предусмотренном избирательным законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации в течение 7 календарных дней после принятия решения о назначении повторных выборов.

(В редакции постановления ЦИК КР от 1 октября 2024 года № 155)

5.17. В случае проведения повторных выборов кандидатами на выборные должности не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, политические партии, действия которых послужили основанием для признания выборов недействительными.

При этом кандидат может быть привлечен к ответственности в случаях и порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

5.18. В случае если решения, действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, избирательных комиссий послужили основанием для признания итогов голосования и (или) результатов выборов недействительными, повторные выборы проводятся среди кандидатов, политических партий принявших участие в выборах и изъявивших желание принять участие в повторных выборах.

5.19. Соответствующие избирательные комиссии направляют общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение 3 календарных дней после утверждения результатов выборов Центральной избирательной комиссией.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, списком кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, против всех списков кандидатов, включая данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых определялись результаты выборов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение 10 календарных дней со дня определения результатов выборов.

(В редакции постановления ЦИК КР от 13 сентября 2024 года №118)

 

6. Порядок обеспечения защиты от несанкционированного доступа к избирательным документам при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями

6.1. Обеспечение безопасности и сохранности избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, возлагается на избирательные комиссии. Содействие в обеспечении безопасности возлагается на правоохранительные органы (органы внутренних дел).

Согласно законодательству Кыргызской Республики, к избирательным документам относятся: списки избирателей, бюллетени действительные, недействительные, неиспользованные (погашенные), испорченные (заполненные с ошибками), а также бюллетени, выданные избирателям для голосования вне помещения избирательного участка, протоколы избирательных комиссий, их решения по вопросам выборов, регистрационные документы кандидатов, политических партий, схемы участков, и сводные таблицы о результатах голосования.

6.2. В целях обеспечения защиты от несанкционированного доступа к избирательным документам при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями изготавливаются специальные сейф-пакеты. Сейф-пакеты изготавливаются из специальных влагостойких, жаропрочных материалов, которые имеют индивидуальный восьмизначный номер (далее - идентификационный номер), запечатывается самоклеющейся индикаторной лентой. Незаконное, самовольное и анонимное вскрытие сейф-пакеты исключено, так как оно будет сопровождаться явно видимым следом - это словами "open" (открыто) под пломбой-лентой, из-за чего вторичное запечатывание использованного пакета исключается.

6.3. Во избежание вскрытия сейф-пакета с целью внесения поправок, членам участковой избирательной комиссии необходимо тщательно проверить данные занесенные в протокол об итогах голосования.

6.4. Первый экземпляр, а также его заверенная копия протокола об итогах голосования упаковывается отдельно в два сейф-пакета председателем или секретарем участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, кандидатов, представителей кандидатов, политических партий, о чем составляется акт, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов, который должен быть подписан всеми присутствующими лицами. Пакеты опечатываются, подписываются членами участковой избирательной комиссии и складываются в отдельный мешок или коробку. На мешке или коробке указываются номер избирательного участка и перечень находящихся внутри документов. Мешок или коробка опечатываются с проставлением подписей членов участковой избирательной комиссии.

Оба сейф-пакета: с первым экземпляром, а также с заверенной копией протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии незамедлительно доставляются председателем или одним из членов участковой избирательной комиссии в сопровождении присутствующих кандидатов, представителей кандидатов, политических партий, а также сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики в территориальную избирательную комиссию и передаются по акту, в котором обязательно должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов.

6.5. Второй экземпляр протокола об итогах голосования, печать участковой избирательной комиссии, отрывные талоны двух сейф-пакетов, акт о передаче в территориальную избирательную комиссию сейф-пакета с первым экземпляром и сейф-пакета с заверенной копией протокола об итогах голосования хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии, который несет установленную законодательством ответственность за их достоверность и сохранность до окончания работы комиссии.

6.6. Вскрытие сейф-пакета с первым экземпляром итогового протокола участковой избирательной комиссии возможно только в соответствующей территориальной избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, кандидатов, представителей кандидатов, политических партий.

6.7. Сейф-пакет с заверенной копией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии направляется в Центральную избирательную комиссию.

6.8. Соответствующая территориальная избирательная комиссия на основании поступивших первых экземпляров протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий подводит итоги голосования на соответствующей территории путем сложения содержащихся в них данных, о чем составляется протокол и сводная таблица об итогах голосования территориальной избирательной комиссии.

Соответствующая территориальная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов, в который заносятся данные поступивших протоколов, на основании которых определяются результаты выборов, данные о числе непосредственно нижестоящих (участковых) избирательных комиссий, а также сводной таблицы по суммарным данным протоколов нижестоящих (участковых) избирательных комиссий и протокола, указанного в пункте 6.8. настоящего Положения.

6.9. После подписания первого экземпляра протокола о результатах выборов на соответствующей территории и сводной таблицы, территориальная избирательная комиссия упаковывает их в сейф-пакет, о чем составляется акт, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакета и вместе с сейф-пакетами, в которых упакованы заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий, направляются в Центральную избирательную комиссию.

6.10. Второй экземпляр протокола о результатах выборов территориальной избирательной комиссии вместе со всей избирательной документацией, отрывной талон сейф-пакета, а также акт о передаче в Центральную избирательную комиссию сейф-пакета с первым экземпляром итогового протокола хранится у секретаря территориальной комиссии в охраняемом помещении до передачи их в архив.

6.11. Вскрытие сейф-пакетов с первым экземпляром протокола о результатах выборов и сводной таблицы территориальной избирательной комиссии, а также с заверенной копией итогового протокола участковой избирательной комиссии допускается только в Центральной избирательной комиссии по акту, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов.

 

7. Обеспечение безопасности на избирательном участке и в помещении для голосования

7.1. Одним из главных требований к помещению избирательного участка является обеспечение пожарной безопасности. Поэтому глава местной государственной администрации, глава местного самоуправления (мэр города, глава айыл окмоту), избирательная комиссия при выборе помещения для голосования должны учитывать следующее:

- наличие в помещении исправной и работоспособной автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- наличие и содержание эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

- наличие первичных средств пожаротушения;

- наличие плана эвакуации на случай возникновения пожара (в т.ч. из помещения для голосования).

Председатель участковой избирательной комиссии назначает лиц, ответственных за пожарную безопасность, из числа членов комиссии и распределяет между членами участковой комиссии обязанности на случай возникновения пожара (кто из членов отвечает за эвакуацию избирателей, кто обеспечивает сохранность избирательной документации, кто сообщает о пожаре в пожарную часть и т.д.).

На избирательном участке до передачи помещения участковой избирательной комиссии собственник объекта, где размещен избирательный участок, должен обеспечить полное выполнение требований предписаний органов государственного пожарного надзора, в том числе установить приказом соответствующий противопожарный режим, проверить исправность внутреннего противопожарного водопровода (при наличии), осветительной и силовой сети, опробовать системы автоматической противопожарной защиты, обеспечить наличие, исправность и постоянную готовность к применению первичных средств пожаротушения, средств связи и оповещения, проинструктировать под роспись о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре совместно с председателем избирательной комиссии членов избирательной комиссии и персонал, привлеченный для обслуживания участка и ознакомить их с расположением помещений, путей эвакуации, эвакуационных выходов, мест размещения первичных средств пожаротушения, средств телефонной связи и средств оповещения.

На видных местах должны быть вывешены поэтажные планы (схемы) эвакуации людей на случай возникновения пожара, инструкции по соблюдению требований пожарной безопасности и инструкции, определяющие действия обслуживающего персонала и членов избирательной комиссии по обеспечению эвакуации людей, бюллетеней и имущества.

У каждого телефонного аппарата устанавливается табличка с номером телефона вызова ближайшего подразделения пожарной охраны.

На случай отключения электроэнергии здание избирательного участка обеспечивается альтернативными источниками питания, фонарями и свечами.

Светильники в кабинах для голосования устанавливаются на негорючем основании с мощностью ламп накаливания не более 60 Вт.

Помещения, не связанные с проведением выборов, должны быть закрыты.

Запрещается загромождать проходы и коридоры, размещать на путях эвакуации торговые точки.

Помещения избирательного участка обеспечиваются огнетушителями. Курение на избирательных участках не разрешается.

Состояние электрооборудования должно быть проверено специалистом, выявленные недостатки должны быть устранены до начала выборов.

Председатель участковой избирательной комиссии перед началом голосования обязан осмотреть помещения и убедиться в их пожарной безопасности.

В период подготовки к работе избирательного участка печное отопление в зданиях (при наличии) проверяется и при необходимости ремонтируется в соответствии с требованиями противопожарных норм и правил. Топка печей заканчивается не позднее чем за один час до начала работы избирательного участка.

Имеющиеся вблизи зданий избирательных участков пожарные гидранты, резервуары и водоемы должны находиться в исправном состоянии, заполнены водой, обозначены соответствующими указателями, в зимнее время утеплены, очищены ото льда и снега.

7.2. Накануне дня голосования участковой избирательной комиссии необходимо принять все меры по обеспечению безопасности работы в день голосования. Существенную помощь избирательным комиссиям в этом оказывают сотрудники органов внутренних дел. В целях обеспечения безопасности работы участковой избирательной комиссии органы внутренних дел реализуют комплекс мер по охране помещений участковых избирательных комиссий и избирательной документации.

Важнейшей задачей органов внутренних дел является обеспечение безопасности работы участковых избирательных комиссий. В этих целях реализуется комплекс мер:

-по сопровождению избирательных бюллетеней из вышестоящей избирательной комиссии в участковую избирательную комиссию и обратно;

-по охране помещений участковых избирательных комиссий, оборудования и избирательной документации;

-по оказанию содействия членам участковых избирательных комиссий в день голосования на избирательном участке и в помещении для голосования и после окончания времени голосования в осуществлении их законной деятельности, в том числе, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

-по взаимодействию с участковыми избирательными комиссиями при выявлении и устранении нарушений избирательного законодательства.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования. После наведения порядка сотрудники органов внутренних дел должны покинуть помещение для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий и не нарушающие права участников избирательного процесса, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.

Охрана помещения участковой избирательной комиссии сотрудниками органов внутренних дел должна осуществляться по согласованию с председателем участковой избирательной комиссии после поступления в комиссию избирательной документации: списков избирателей, а круглосуточная охрана - после поступления на хранение в помещение участковой избирательной комиссии избирательных бюллетеней.

Местонахождение работника внутренних дел определяется по согласованию с председателем участковой комиссии (как правило, в помещении участковой избирательной комиссии, где хранится избирательная документация).