ПОЛОЖЕНИЕ «Об участии и аккредитации средств массовой информации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Утверждено

постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от «28» июля 2015г. №84

 

Положение

«Об участии и аккредитации средств массовой информации при проведении  выборов

депутатов Жогорку Кенеша  Кыргызской Республики»

 

1. Общие положения

2. Участие средств массовой информации в информировании избирателей и иных участников выборов

3. Условия и порядок аккредитации средств массовой информации

4. Организация аккредитации средств массовой информации

5. Порядок работы корреспондентов иностранных средств массовой информации в период проведения       выборов

6. Права  и обязанности аккредитованных средств массовой информации

7. Ответственность аккредитованных средств массовой информации

 

 

1. Общие положения

 1.1. Настоящее Положение ««Об участии и аккредитации средств массовой информации при проведении  выборов депутатов Жогорку Кенеша  Кыргызской Республики»  (далее – Положение)  регламентирует порядок и условия информирования избирателей и иных участников выборов,  гарантии прав граждан на получение и распространение информации, участие и порядок аккредитации средств массовой информации  в период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 

1.2. Целями настоящего Положения является укрепление демократических начал при подготовке и проведении свободных выборов в полном соответствии с международными избирательными стандартами и законодательством Кыргызской Республики, увеличение общественного доверия к избирательной системе и институту выборов, обеспечение информационных гарантий избирателей и иных участников  выборов, обеспечение осознанного выбора избирателями и гласности выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Конституции Кыргызской Республики, конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (далее - конституционный Закон о выборах),  «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О мирных собраниях», иных законов и нормативных правовых актов,  постановлений и решений Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия).

 

2. Участие средств массовой информации в информировании избирателей и иных участников выборов 

2.1. Средства массовой информации осуществляют информирование избирателей в соответствии с конституционным Законом "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», действующим законодательством и настоящим Положением и  несут ответственность за достоверность информирования граждан.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами (Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года N 938-XII).

2.2. Суть информирования составляют разъяснение избирательного законодательства Кыргызской Республики, особенностей его применения на конкретных выборах, оповещение участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательного процесса, опубликование сведений о явке избирателей для участия в голосовании, а также сведений об итогах голосования и  результатах выборов.

2.3. Средства массовой информации при обращении соответствующей избирательной комиссии должны публиковать следующие сведения:

- составы и адреса (электронные адреса) избирательных комиссий;

- решения избирательной комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии;

- списки избирательных участков с указанием их границ и адресов;

- сообщения о регистрации списков кандидатов с указанием ФИО, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства, списка кандидатов, отказе или отмены регистрации и т.д.

2.4. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства политических партий, в них не должно отдаваться предпочтение какой бы то ни было политической партии.

2.5. Информирование избирателей средствами массовой информации, их должностными лицами и журналистами по собственной инициативе и от своего имени, также должно отвечать принципам достоверности, объективности и не должно нарушать равенство политических партий.

Такое информирование предоставляет возможность политическим партиям доводить до сведения избирателей свои предвыборные программы; средствам массовой информации - предоставлять избирателям информацию по вопросам, имеющим общественный интерес, а также излагать свою точку зрения на избирательную кампанию.

При этом материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.

2.6. Средства массовой информации, не аккредитованные Центральной избирательной комиссией, вправе участвовать в информационном обеспечении выборов исключительно путем освещения официальной информации и информационных (новостных) сообщений, без признаков предвыборной агитации. В таких материалах может быть выражено собственное мнение редакции, журналиста в отношении деятельности избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, иных участников выборного процесса, а также политических партий. Сообщения о предвыборных мероприятиях должны даваться отдельным информационным блоком, без комментариев.

 

3. Условия и порядок аккредитации средств массовой информации 

3.1. Аккредитация средств массовой информации и/или их представителей в Центральной избирательной комиссии осуществляется в целях всестороннего и объективного информирования средствами массовой информации хода подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша  Кыргызской Республики. 

3.2. Отсутствие аккредитации не влечет ограничения прав средств массовой информации и их представителей,  в том числе журналистов, установленных законодательством Кыргызской Республики.

3.3. Количество средств массовой информации и/или их представителей для аккредитации не ограничено.

Количество представителей одного средства массовой информации на одном мероприятии, проводимого избирательной комиссией, определяется с учетом реальных возможностей их размещения в помещениях, в которых проводятся заседания и иные мероприятия избирательных комиссий, и не может превышать трех человек от одного средства массовой информации.

3.4.  При назначении выборов, но не позднее 10 календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов, организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий должны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади и представить данные сведения в Центральную избирательную комиссию.

3.5. Средства массовой информации, изъявившие желание принимать участие в предвыборной агитации должны в сроки, установленные в п. 3.4. настоящего раздела представить следующие документы:

- уведомление о готовности участвовать в предвыборной агитации, в котором необходимо указать ФИО руководителя, координаты и контактные данные средства массовой информации;

- копию свидетельства о регистрации средства массовой информации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики;

- копию устава средства массовой информации (при наличии);

- копию номера газеты, в которой опубликованы сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади.

Средство массовой информации также направляет список представителей средств массовой информации и иную информацию, содержащуюся в заявке в электронном варианте на электронную почту Центральной избирательной комиссии: press_slujba@shailoo.gov.kgpressa@shailoo.gov.kg

3.6. Заявка на аккредитацию, не отвечающая предъявляемым к ней требованиям или представленная без необходимых документов, к рассмотрению не принимается.

3.7. Средства массовой информации, опубликовавшие указанные сведения после установленных сроков, к аккредитации в Центральной избирательной комиссии не допускаются.

 

4. Организация аккредитации средств массовой информации 

4.1. Центральная избирательная комиссия в рамках организации аккредитации средств массовой информации:

- своевременно оповещает и информирует средства массовой информации о сроках и правилах аккредитации средств массовой информации;

- оказывает средствам массовой информации информационную и консультативную помощь по избирательному законодательству и правилах проведения аккредитации средств массовой информации;

- осуществляет прием и регистрацию документов, поступивших от средства массовой информации;

- размещает на официальном сайте Центральной избирательной комиссии список средств массовой информации, прошедших аккредитацию в Центральной избирательной комиссии и имеющих право участвовать в предвыборной агитации.

4.2. Решение об аккредитации средств массовой информации и/или их представителей принимается Центральной избирательной комиссией не позднее пяти календарных дней после завершения сроков представления документов, необходимых для аккредитации.

4.3. После принятия решения об аккредитации средств массовой информации и/или их представителей Центральная избирательная комиссия формирует список аккредитованных средств массовой информации и/или их представителей и размещает его на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.

4.4. Избирательные комиссии в рамках создания условий для всестороннего и объективного информирования аккредитованными представителями средств массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов:

- оповещают средства массовой информации о дате и времени проведения заседаний избирательных комиссий;

- обеспечивают допуск представителей средств массовой информации на заседания избирательных комиссий;

- по запросу предоставляют копии протоколов избирательных комиссий и приложенных к ним документов;

- по запросу заверяют копии протоколов об итогах голосования или о результатах выборов;

- предоставляют специальные места аккредитованным представителям средств массовой информации для передачи оперативных сообщений в свои редакции с использованием технических средств связи;

- по запросу предоставляют информацию, касающуюся решений, принятых избирательными комиссиями;

- создают условия и определяют порядок  осуществления фото-, видеосъемки в период подготовки к выборам и в день выборов; 

- организуют специальные брифинги, встречи, пресс-конференции, интервью и иные мероприятия для распространения информации;

- по запросу знакомят с опубликованными информационно-справочными материалами. 

 

5. Порядок работы корреспондентов иностранных средств массовой информации в период проведения выборов 

5.1. Корреспонденты иностранных средств массовой информации для освещения хода подготовки и проведения выборов аккредитуются Центральной избирательной комиссией согласно заявке и при предъявлении свидетельства об аккредитации, выданного Министерством иностранных дел Кыргызской Республики в соответствии с Положением об аккредитации корреспондентов СМИ иностранных государств на территории Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 апреля 2000 года N 215.

5.2. Корреспонденты иностранных средств массовой информации, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, действуют в соответствии с требованиями конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", законодательства Кыргызской Республики.

5.3. Корреспонденты иностранных средств массовой информации наделяются правами и обязанностями и несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Ограничения правового положения корреспондентов иностранных средств массовой информации устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

 

6. Права аккредитованных средств массовой информации

 6.1. Аккредитованные средств массовой информации и/или их представители пользуются всеми правами в соответствии с законами КР «О средствах массовой информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О гарантиях и свободе доступа к информации», иными законами и нормативными правовыми актами  Кыргызской Республики.

 6.2. Аккредитованные средства массовой информации и/или их представители имеют право:

- присутствовать на заседаниях избирательной комиссии;

- пользоваться средствами связи для передачи оперативных сообщений в свои редакции, другой техникой связи, установленной в специально отведенных для аккредитованных журналистов местах;

- получать информацию, касающуюся решений, принятых избирательной комиссией;

- осуществлять видео и фотосъемку в здании избирательной комиссии;

- получать необходимую информацию в избирательной комиссии, в том числе на специально организуемых брифингах, встречах и пресс-конференциях;

- знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными материалами;

- пользоваться содействием Центральной избирательной комиссии в организации встреч, интервью с членами избирательных комиссий.

6.3. При осуществлении профессиональной деятельности журналист имеет право:

- собирать, анализировать и распространять информацию;

- запрашивать и получать общественно-значимую информацию в государственных органах, органах самоуправления граждан, общественных объединениях, предприятиях, учреждениях и организациях;

- получать доступ к документам, материалам и информации, за исключением тех, которые содержат государственную либо иную охраняемую тайну, а также информацию с ограниченным доступом;

- проводить журналистское расследование;

- распространять через средства массовой информации подготовленные сообщения и материалы за своей подписью либо под псевдонимом, выражать в них свое мнение;

- производить в установленном порядке записи, в том числе с использованием технических средств;

- присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста на открытых заседаниях суда, на массовых мероприятиях, в том числе на митингах и демонстрациях;

- обращаться к специалистам для проверки сведений, подготовленных к публикации;

- отказаться от данного ему средством массовой информации поручения, если оно связано с нарушением закона;

- отказаться от создания материала, если он противоречит его убеждениям;

- сохранять тайну авторства;

- не подписывать подготовленные им сообщение или материал, содержание которых, по его мнению, искажено в процессе редактирования, или требовать снятия их с печати (эфира);

- требовать в судебном порядке компенсации морального ущерба, причиненного ему средством массовой информации, допустившим при публикации искажение предоставленной журналистом информации.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством.

Не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно-значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений.

6.4. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан:

- соблюдать требования законодательства и международных договоров Кыргызской Республики;

- проверять достоверность подготавливаемых материалов и сообщений, а также предоставлять объективную информацию;

- удовлетворять просьбы лиц, представивших информацию, об указании их авторства;

- придерживаться принципа презумпции невиновности;

- уважать права и свободы, честь и достоинство личности.

Журналист не может использовать профессиональную информацию в личных целях, публиковать факты о частной жизни физического лица, а также использовать аудио- и видеозаписывающие устройства без согласия источника информации или автора.

Журналист несет также иные обязанности, предусмотренные законодательством.

6.5. Профессиональные права, честь и достоинство журналиста охраняются законом.

Журналист при исполнении профессиональных обязанностей пользуется гарантией неприкосновенности личности.

Преследование журналиста за публикацию критических материалов не допускается.

Государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности.

Запрещается вмешательство в профессиональную деятельность журналиста, требование от него каких-либо сведений, полученных при исполнении профессиональных обязанностей.

Должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за:

- осуществление цензуры;

- воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста;

- необоснованный отказ в аккредитации или неоправданное прекращение аккредитации;

- оказание давления на журналиста, вмешательство в его профессиональную деятельность;

- незаконное изъятие материалов и необходимых технических средств журналиста;

- предоставление недостоверной и необъективной информации журналисту.

Нарушение прав журналиста, установленных  Законом, оскорбление его чести и достоинства, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Журналист несет ответственность за достоверность подготавливаемых и распространяемых им сообщений и материалов в соответствии с законодательством.

Журналист не несет ответственность за распространение информации, которая содержится в официальных сообщениях. (Закон Кыргызской Республики «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 5 декабря 1997 года N 88)

 

7. Ответственность аккредитованных средств массовой информации 

7.1. Аккредитованные средства массовой информации и/или их представители осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

7.2. Аккредитованные средства массовой информации и/или их представители обязаны:

- соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики;

- объективно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о работе избирательных комиссий;

- не использовать свои права на распространение информации с целью опорочить честь и достоинство членов избирательных комиссий;

- при проведении предвыборной агитации не злоупотреблять свободой средств массовой информации;

- не допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, включенных в список кандидатов,  политических партий и иных участников выборов. Средства массовой информации, допустившие такие публикации, по требованию кандидата, политической партии обязаны опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью или выступление не соответствующие действительности или искажающие ее в соответствии с действующим законодательством.

7.3. В случае нарушения средствами массовой информации и/или их представителями требований законодательства Кыргызской Республики Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию средства массовой информации и/или их представителей. 

7.4. Аккредитация средства массовой информации и/или их представителя  может быть отозвана:

- при увольнении представителя средства массовой информации из редакции (в этом случае редакция вправе аккредитовать другого представителя);

- при прекращении или приостановлении деятельности средства массовой информации;

- в случае нарушения требований законодательства Кыргызской Республики и настоящего Положения.

7.5. Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию всех представителей отдельного средства массовой информации в случае нарушения ими законодательства Кыргызской Республики и требований настоящего Положения.

7.6. Решение об отзыве аккредитации принимает Центральная избирательная комиссия. Решение должно быть мотивированным, письменно оформленным, содержать ссылки на действующее законодательство Кыргызской Республики.