Положение «Об информировании избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Утверждено

постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 15 сентября 2021 года №692

 

Положение «Об информировании избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Глава 1. Общие требования к информированию избирателей

и иных субъектов избирательного процесса

1. Настоящее Положение «Об информировании избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - Положение) регламентирует общие требования к информированию избирателей и иных субъектов избирательного процесса, участие избирательных комиссий государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации, интернет-изданий в информировании избирателей в период подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционным законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - конституционный Закон), конституционным Законом Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», законами Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», и иных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, постановлений и решений Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

3. Информирование избирателей является деятельность по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участках, порядке формирования и изменения списка избирателей, порядке участия в голосовании, порядке голосования, порядке установления итогов голосования и определения результатов выборов; деятельность избирательных комиссий и средств массовой информации по подготовке и распространению официальной информации о политической партии (политических партиях), кандидате (кандидатах) и их программах, не создающей предпочтений к какой-либо политической партии (политическим партиям), какому-либо кандидату (кандидатам) и не содержащей признаков предвыборной агитации за ту или иную политическую партию, кандидата либо против них.

4. Субъектами информирования избирателей являются избирательные комиссии, государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, интернет-издания, юридические и физические лица.

5. Информирование избирателей о выдвинутых, зарегистрированных кандидатах, о поступлении и расходовании средств избирательного фонда политической партии, кандидата, финансовых отчетах политических партий, кандидатов в избирательных фондах осуществляется Центральной избирательной комиссией.

6. Информирование избирателей допустимо лишь в пределах, установленных законодательством и не должно содержать элементы или признаки предвыборной агитации.

7. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства политических партий, кандидатов, в них не должно отдаваться предпочтение, какой бы то ни было политической партии, кандидату.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях (независимо от форм собственности) сведения о зарегистрированных политических партиях, кандидатах, сообщения о проведении предвыборных мероприятий политическими партиями, кандидатами должны даваться отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются политическими партиями, кандидатами. В них не должно отдаваться предпочтение какой-либо политической партии, кандидату, не должна допускаться дискриминация какой-либо политической партии, кандидата, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему эфирного времени или печатной площади, отведенной для таких сообщений.

8. Распространение политическими партиями, кандидатами, зарегистрированными в качестве участника в выборах, или их представителями с использованием наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), фамилии, имени, отчества кандидатов, эмблемы, значков, логотипов или их характерных составных частей, флага, девизов, слоганов и/или иной атрибутики (символики) политических партий, кандидатов, позволяющих их идентифицировать (определить их принадлежность), является агитацией и не допустима в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов и за 24 часа до начала голосования.

Размещение на зданиях и помещениях, в которых расположены штабы политических партий, кандидатов, наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), фамилии, имени, отчества кандидатов, эмблемы, логотипов, значков, флага, и/или иной атрибутики (символики) политических партий, кандидатов, не является предвыборной агитацией.

9. Опубликование (освещение) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей. Публикация результатов опросов должна соответствовать требованиям настоящего Положения.

При опубликовании (освещении) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации, интернет-издания, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (освещение), обязаны указывать:

- организацию или физическое лицо, проводившее опрос;

- время проведения опроса;

- число опрошенных (выборку);

- метод сбора информации;

- регион проведения опроса;

- точную формулировку вопроса;

- статистическую оценку возможной погрешности;

- лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;

- лицо (лиц) оплатившее (оплативших) опубликование опроса.

10. В последние 5 календарных дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (освещение) в средствах массовой информации, интернет-изданиях результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

11. Несоблюдение требований настоящего Положения влечет за собой признание информационных материалов агитационными и ответственность, предусмотренную действующим законодательством Кыргызской Республики.

 

Глава 2. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации в период выборов

12. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики" каждому гарантируется право доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе связанной с подготовкой и проведением выборов.

13. Основными принципами свободы доступа к информации являются общедоступность, объективность, своевременность, открытость и достоверность информации.

Государство защищает право каждого на поиск, получение, исследование, производство, передачу и распространение информации.

Основными способами предоставления информации о ходе подготовки и проведения выборов государственными органами и органами местного самоуправления являются:

1) опубликование и распространение соответствующих материалов, в том числе на официальном сайте;

2) проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации по принятым социально значимым решениям, в том числе нормативным правовым актам, возлагающим новые обязанности на граждан, юридических лиц, устанавливающим или усиливающим ответственность;

3) предоставление информации физическим и юридическим лицам на основании их запроса;

4) обнародование информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

5) обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам государственных органов и органов местного самоуправления;

6) обеспечение непосредственного доступа к открытым заседаниям государственного органа и органов местного самоуправления.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе использовать для информирования населения о своей деятельности любые иные способы, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики.

Государственные органы и органы местного самоуправления, принявшие решения, указанные в пункте 13 настоящей главы, либо государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, затрагиваемые данными решениями, должны в обязательном порядке принимать меры по их общедоступному и своевременному информационному разъяснению способами, предусмотренными пунктом 15 настоящей главы.

13-1. Банковские или иные учреждения обязаны еженедельно, а по требованию Центральной избирательной комиссии - в течение 24 часов представлять в Центральную избирательную комиссию информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете кандидата, политической партии. Указанная информация по мере поступления подлежит обязательному размещению Центральной избирательной комиссией на официальном сайте с учетом законодательства о персональных данных и банковской тайне.

14. Ограничение доступа к информации устанавливается в целях:

1) защиты национальной безопасности, общественного порядка;

2) охраны здоровья или нравственности населения;

3) защиты прав и свобод других лиц.

Ограничение доступа устанавливается по отношению к информации:

1) о государственных секретах, определенных законом о защите государственных секретов;

2) персонального характера, определенного законом об информации персонального характера;

3) об оперативно-розыскной деятельности, о производстве по уголовному делу в случаях, установленных законом;

4) содержащей охраняемую законом тайну (коммерческую, банковскую, нотариальную, врачебную, адвокатскую и другую).

Центральная избирательная комиссия размещает списки избирателей на официальном сайте без информации о месте постоянного либо фактического проживания, годе рождения избирателя для ознакомления и соответствующего уточнения указанных данных, определения ошибок и неточностей в списках.

15. Отказ в предоставлении информации, а также иные действия (бездействие) и решения государственных органов и органов местного самоуправления, нарушающие требования Закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики "Об основах административной деятельности и административных процедурах».

Глава 3. Деятельность избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации и интернет изданий по информированию избирателей и иных участников выборов о ходе подготовки и проведения выборов

16. Избирательные комиссии, государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации и интернет издания в соответствии с законодательством информирует избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Суть информирования составляют разъяснение избирательного законодательства Кыргызской Республики, особенностей его применения на выборах, оповещение участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательного процесса, уточнения списков избирателей, опубликование сведений о явке избирателей для участия в голосовании, а также сведений об итогах голосования и результатах выборов.

Обязанность информировать избирателей через средства массовой информации о политических партиях, кандидатах, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, об избирательном законодательстве возложена на избирательные комиссии.

Средства массовой информации и интернет-издания призваны информировать население о выборах, выдвижении списков кандидатов, кандидатов по одномандатным округам, их предвыборных программах (платформах), о ходе избирательной кампании, итогах голосования и результатах.

Средства массовой информации осуществляют информирование избирателей в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением и несут ответственность за достоверность информирования граждан.

17. Информирование избирателей и иных участников выборов осуществляется на всех стадиях выборов и является гарантией обеспечения избирательных прав граждан. Государственные органы, органы местного самоуправления и избирательные комиссии информируют избирателей и иных участников выборов в средствах массовой информации обо всех избирательных действиях и сроках их осуществления, начиная с назначения выборов и до официального опубликования результатов выборов. В средствах массовой информации публикуется информация о назначении выборов, порядке составления и актуализации списков избирателей, сроках и порядке выдвижения и регистрации политических партий, кандидатов в одномадатных округах, порядке проведения предвыборной агитации, финансировании выборов и избирательной кампании политических партий, кандидатов, сроках и порядке голосования, подсчете голосов, установление итогов голосования и результатов выборов.

18. Избирательные комиссии принимают необходимые специальные меры по информированию избирателей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационные материалы должны быть подготовлены в аудио-, видеоформатах (на цифровых носителях) с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатаны увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля и (или) специального оборудования (тифлосредствами), на котором установлены компьютерные программы экранного доступа, преобразующие текстовые файлы в звуковые или тактильные сигналы, а также иных специальных средств.

В целях реализации указанных норм Рабочая группа Центральной избирательной комиссии на основании информации полученной от уполномоченного государственного органа в сфере социального развития представляет информацию по перечню материалов предлагаемых к изданию специальными форматами предпочтительными для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Перечень материалов предлагаемых к изданию специальными форматами проходит согласование с обществом лиц с ограниченными возможностями здоровья и направляется на изготовление.

19. Министерство юстиции Кыргызской Республики составляет список зарегистрированных политических партий и не позднее 3 календарных дней со дня вступления в силу решения о назначении выборов обеспечивает публикацию списка в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики с указанием руководителя каждой политической партии и в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию.

20. Центральная избирательная комиссия не позднее 5 календарных дней после регистрации кандидата, списка кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам с указанием наименований политических партий, а также фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий) кандидатов.

21. Кандидат политическая партия не позднее 5 дней со дня регистрации кандидатов, списков кандидатов публикуют свою предвыборную программу не менее чем в одном республиканском периодическом печатном издании, а также размещает ее на своем официальном сайте. Копия печатного издания с опубликованной предвыборной программой кандидата, политической партии представляется в Центральную избирательную комиссию.

22. Центральная избирательная комиссия за 75 календарных дней до дня голосования обязана проинформировать избирателей о необходимости ознакомиться со списками избирателей, уточнить свои данные в списках избирателей через средства массовой информации и иными доступными способами. Государственные телерадиоорганизации, иные телерадиоорганизации, финансируемые из республиканского бюджета, и телерадиоорганизации, вошедшие в социальный пакет цифрового вещания, обязаны предоставить бесплатное эфирное время Центральной избирательной комиссии в достаточном объеме для информирования избирателей о необходимости проверить себя в списках избирателей, о порядке участия в голосовании, об итогах голосования, об этапах избирательной кампании и других вопросах избирательного процесса.

22-1. Информирование избирателей о выдвинутых, зарегистрированных кандидатах, о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и политической партии, финансовых отчетах кандидатов и политических партий в избирательных фондах осуществляется Центральной избирательной комиссией.

23. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за 7 календарных дней до дня голосования.

24. Сведения о количестве проголосовавших, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в ящики для голосования, заносятся в акт участковыми избирательными комиссиями и передаются в окружную избирательную комиссию через каждые 2 часа, системный администратор окружной избирательной комиссии вводит и автоматически публикует полученные данные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Окончательные сведения о количестве проголосовавших избирателей, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в ящики для голосования, передаются в Центральную избирательную комиссию сразу же после закрытия избирательных участков, но до вскрытия урн с бюллетенями.

25. В целях информирования избирателей и иных участников выборов итоги голосования по каждому избирательному участку, а также список избирателей, принявших участие на выборах, не позднее 7 календарных дней размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии и вывешиваются на стендах перед помещениями участковых избирательных комиссий.

Итоги голосования в соответствующем избирательном округе устанавливаются окружными избирательными комиссиями и вывешивается увеличенная форма протокола об итогах выборов для всеобщего ознакомления в месте, установленном окружной избирательной комиссией.

26. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которые распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах Центральной избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, представителям политических партий, наблюдателям, международным наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.

Итоги голосования по каждому избирательному участку по мере поступления в Центральную избирательную комиссию незамедлительно размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.

Центральная избирательная комиссия направляет общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных кандидатами в депутаты по одномандатным избирательным округам, политической партией и кандидатами из списка кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, против всех политических партий, включая данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, на основании которых определялись результаты выборов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в 2-недельный срок со дня определения результатов выборов.