В Бишкеке обсудили первый опыт мониторинга социальных сетей в ходе выборов местных кенешей специально созданным общественным Советом по мониторингу.

20 декабря 2024

Сегодня, 19 декабря, Центральная избирательная комиссия КР совместно с Международным фондом избирательных систем IFES в КР провела круглый стол на тему: "Первый опыт работы Совета по мониторингу социальных сетей на выборах местных кенешей Кыргызской Республики 17 ноября 2024 года".

В мероприятии приняли участие представители ЦИК КР, Совета по мониторингу социальных сетей в период выборов, службы информационной политики Администрации Президента Кыргызской Республики, пресс-служб государственных органов, Союза журналистов Кыргызстана, Общественного объединения «Журналисты», медиаэксперты, а также представители СМИ и общественных организаций.

Открывая мероприятие Председатель ЦИК Н.Шайлдабекова отметила, что ЦИК КР, понимая важную роль социальных сетей в процессе информирования граждан во время выборов инициировала создание независимого общественного консультативно-совещательного института с участием известных и авторитетных экспертов в медиа-сфере для осуществления мониторинга соцсетей в период выборов. Практика показала, что агитацию политические партии предпочитают проводить в социальных сетях, поскольку таким образом они могут напрямую и в онлайн режиме донести информацию о своих программах до широкого круга избирателей. Однако прошлые выборы продемонстрировали, что именно социальные сети стали местом, где распространялась недостоверная, порочащая честь и достоинство оппонентов и конкурентов информация.

Со своей стороны, ЦИК уже давно использует опыт подписания политическими партиями, участвующими в выборах разного уровня, Меморандума, который закрепляет основные принципы ведения избирательной кампании. На состоявшихся 17 ноября 2024 года выборах депутатов местных кенешей впервые исходя из международного опыта обзор которого был представлен Центром гуманитарного диалога (Австрия) в такой Меморандум был включен отдельный раздел, который регламентирует правила ведения предвыборной агитации в соцсетях. Так согласно этим правилам, партии соглашаются использовать исключительно подлинные и официальные аккаунты в социальных сетях, избегать применения фейковых аккаунтов или недостоверных сетей для продвижения своих кандидатов, а также воздерживаться от распространения недостоверной информации о политических оппонентах и избирательном процессе, а также тщательно проверять достоверность всей информации перед её публикацией в интернете.

Поэтому было важно, чтобы независимые эксперты беспристрастно проводили мониторинг соблюдения этих правил партиями — подписантами Меморандума. В целом, для оздоровления информационной среды во время выборов ЦИК с 2020 года взаимодействует с Facebook, предоставляя данные обо всех кандидатах, участвующих в тех или иных выборах. Идентификации кандидатов со стороны Facebook, как распространителей политической рекламы, зачастую оказалось достаточным для того, чтобы дисциплинировать партии вести честную этичную агитацию с соблюдением внутренних правил глобальной платформы и предотвращения нарушения законодательства Кыргызстана. Председатель ЦИК подчеркнула, что на встрече с представителем Facebook (Meta) в ноябре текущего года, было сказано, что Meta проводит внутреннюю политику, направленную на поддержку избирательных комиссий в обеспечении честных выборов на платформе Facebook. И здесь большую роль играет библиотека рекламы, где размещаются политические объявления с авторизованных аккаунтов кандидатов и политических партий, а также фиксируется информация о финансировании, включая источники средств.

ЦИК важно взаимодействовать с глобальными платформами социальных сетей такими как Facebook, Tik Tok , поскольку их внутренние правила позволяют снизить риски вредного воздействия своих сетей на ситуацию в странах особенно во время выборов, самого сложного и в тоже время важного политического процесса в рамках которого обнажаются какие-то противоречия между политическими силами.

«Поэтому для Центральной избирательной комиссии важен первый опыт работы Совета по мониторингу социальных сетей. Если на выборах национального уровня удастся создать эффективный инструмент гражданского контроля за предвыборной агитацией в социальных сетях, это станет хорошей основой для укрепления общественного согласия и повышения стабильности в период выборов» - сказала в заключение Н.Шайлдабекова.

Представляя итоги работы Совета по мониторингу соцсетей на прошедших выборах депутатов местных кенешей, руководитель Совета, медиаэксперт Эльмира Токтогулова отметила, что Совет состоит из 15 человек, представляющих СМИ, журналистские объединения, медиаорганизации, а также включает блогеров и преподавателей вузов. За время выборов Совет провел 6 заседаний. По её информации, члены Совета провели мониторинг социальных сетей на предмет соблюдения норм Меморандума, подписанного 39 политическими партиями - участницами выборного процесса. В общей сложности Совет проанализировал более 50 информационных материалов, размещенных в Facebook, Instagram, Telegram.

Объектами мониторинга являлись аккаунты партий, кандидатов, представителей и членов партий, СМИ и блогеров, групп, а также контент, создаваемый рядовыми пользователями по теме выборов (только в тех случаях, когда возможно присутствуют нарушения законодательства).

Совет по мониторингу соцсетей рассматривал случаи нарушений положений Меморандума, касающихся агитации в социальных сетях, и передавал свои рекомендации Рабочей группе ЦИК по информированию и правилам агитации.

В ходе предвыборной кампании в социальных сетях Советом зафиксировано использование языка вражды по признаку пола, возраста со стороны пользователей в адрес ряда кандидатов и партий, распространение дискредитирующих фактов о кандидатах и партиях. Со стороны кандидатов допускались нарушения норм законодательства о выборах - к примеру, использование служебного положения в период выборов. По соответствующим фактам Совет оповещал партии, рабочую группу ЦИК для принятия дальнейших мер по реагированию.

Подводя итоги участники мероприятия пришли к выводу, что в целом, политические партии и кандидаты не используют всех возможностей социальных медиа платформ для эффективного взаимодействия с избирателями. Многие партии не используют свои официальные аккаунты для информирования и взаимодействия с избирателями. Некоторые используют только один канал связи, игнорируя другие, ограничиваясь только публикацией предвыборных материалов. Часть аккаунтов политических партий оформлены как аккаунты пользователей, большая часть аккаунтов не верифицирована.

В качестве рекомендаций на будущее, участники мероприятия предложили проведение в межвыборный период обучения членов партий и сторонников правилам агитации и информирования в предвыборном процессе, а также работе с контентом и оперативной реакции на изменения в интернет пространстве. Необходимо осуществлять мониторинг упоминаний партии и ее кандидатов в социальных медиа, эффективно реагируя на негативные сообщения и предоставляя разъяснения с корректной информацией.

Рекомендуется использовать метрики социальных медиа для оценки успешности предвыборной кампании, включая количество охватов, вовлеченность (лайки, комментарии, репосты) и переходы по ссылкам.

Также важно сотрудничать с авторами цифрового контента и лидерами мнений, которые пользуются доверием среди целевой аудитории, для проведения предвыборной агитации.

Вместе с тем ситуация будет отличаться на выборах национального уровня (парламентских и президентских). Поэтому Совет обсудил, как нужно улучшить мониторинг, чтобы правила агитации соблюдались, а информационная среда оставалась стабильной в рамках социальных сетей.