ЦИК начала обучение финансовой прозрачности и правилам предвыборной агитации участников избирательного процесса
27 сентября 2021
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики начала серию тренингов тему «Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 2021: Прозрачность финансирования избирательных кампаний кандидатов, политических партий. Агитация и рассмотрение избирательных споров» для кандидатов в депутаты, представителей политических партий, членов окружных избирательных комиссий и банковских сотрудников.
Обучение проходит в рамках подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенных на 28 ноября 2021 года, при поддержке ПРООН. Тренинги уже прошли в городах Бишкек, Кант, Ош и Кара-Балта при участии членов ЦИК КР.
Тренинг начася с разъяснений порядка представления документов и регистрации кандидатов, списков кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Кандидатами могут быть граждане Кыргызской Республики, достигшие на день проведения выборов 25 лет, обладающие избирательным правом, имеющие высшее профессиональное образование. Срок выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу начался со дня назначения выборов и закончится 13 октября 2021 года (включительно).
Было сказано, что список политической партии не должен превыщать 54 человека, из которых не более 70% кандидатов должны быть одного пола (разница очередности женщин и мужчин не должна превышать трех позиций), не менее 15 % должны быть не старше 35 лет, не менее 15% - иметь различную этническую принадлежность, не менее 2 кандидатов - лица с инвалидностью.
Выдвижения кандидатов по одномандатному избирательному округу началось со дня официального опубликования списка избирательных округов и закончится 13 октября 2021 года (включительно).
Участникам также рассказали о правовом регулировании вопросов финансирования избирательных кампаний, создании и источниках финансирования избирательных фондов, избирательном залоге, расчетах с гражданами и юридическими лицами, учете поступления и расходования средств избирательных фондов, финансовой отчетности, финансовой прозрачность, контроле и ответственности.
Было отмечено, что существующее законодательство о выборах Кыргызской Республики в части прозрачности финансирования избирательных кампаний максимально соответствует международным стандартам, рекомендациям и требованиям.
На тренинге разъяснили особенности предвыборной агитации, в том числе относительно запрета на проведение предвыборной агитации государственными и муниципальными служащими, религиозными деятелями, работниками территориального общественного самоуправления, учредителями или членами организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, иностранным гражданами и организациями и др.
Члены ЦИК напомнили, что общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу, должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, на равных основаниях. Общий объем бесплатного эфирного времени для кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть не менее тридцати минут в рабочие дни на каналах региональных телерадиоорганизаций.
В целях повышения инклюзивности выборного процесса кандидаты, политические партии обязаны публиковать и распространять агитационные материалы с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатанные увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля или иных специальных средств для избирателей с ограниченными возможностями здоровья, в количестве не менее одного процента от общего количества тиража агитационных материалов.
В ходе ообучения большое внимание было уделено избирательным спорам, конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса, порядку и срокам рассмотрения жалоб. Согласно законодательству, территориальные избирательные комиссии рассматривают жалобы на решения, действия (бездействия) участковых избирательных комиссий, их членов; решения (протокол) участковых избирательных комиссий об установлении итогов голосования; решения, действия (бездействия) субъектов (участников) избирательного процесса.
Центральная избирательная комиссия рассматривает жалобы на решения, действия (бездействия) окружных территориальных избирательных комиссий, их членов; решения (протокол) окружных территориальных избирательных комиссий о подведении итогов голосования; решения, действия (бездействия) субъектов (участников) избирательного процесса.
Информационный отдел ЦИК КР