Избирательные права ЛОВЗ

Утверждено
постановлением Центральной комиссии

 по выборам и проведению референдумов

 Кыргызской Республики
от 7 октября 2017 года № 506

 

Положение «Об обеспечении реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике»

(В редакции постановлений Центризбиркома КР от 4 февраля 2020 года № 29)

 

Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», конституционным Законом Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», Законом Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» и иными нормативно-правовыми актами Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее Центральная избирательная комиссия).

1.2. Гражданин Кыргызской Республики с ограниченными возможностями здоровья имеет права избирать и быть избранным, вправе участвовать в голосовании на выборах и референдумах на равных основаниях путем прямого и тайного волеизъявления, гарантированными Конституцией Кыргызской Республики.

1.3.   Целью настоящего Положения является обеспечение необходимых и достаточных условий для реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Обеспечение реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья возлагается на избирательные комиссии.

1.5. Органы местного самоуправления (далее - ОМСУ), государственные и муниципальные учреждения, руководители территориальных подразделений уполномоченного государственного органа в сфере социального развития, а также их должностные лица содействуют спецпредставителям Центральной избирательной комиссии и избирательным комиссиям в обеспечении условий для реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.

1.6. Координация работ по данному направлению возлагается в регионах на спецпредставителей Центральной избирательной комиссии при территориальных избирательных комиссиях.

1.7. В настоящем положении регламентируется деятельность избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления применительно к следующим категориям избирателей с ограниченными возможностями здоровья для реализации избирательных прав:

- слепые и слабовидящие избиратели – лица, имеющие нарушения зрения, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права;

- глухие и слабослышащие избиратели – лица, имеющие нарушения слуха, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права;

- избиратели с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – лица, имеющие нарушения, связанные с ограничением самостоятельного передвижения.

1.8. При взаимодействии избирательных комиссий с избирателями с ограниченными возможностями здоровья должны соблюдаться этические нормы общения: уважительность, гуманность, вежливость, тактичность, терпимость, невмешательство в сферу личной жизни гражданина.

1.9. В настоящем Положении используются следующие термины:

        избиратели с ограниченными возможностями здоровья - граждане Кыргызской Республики, обладающие активным избирательным правом, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, выраженными в нарушении слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, приводящими к ограничению полноценного осуществления избирательных прав на общих условиях;

доступ к избирательному участку - возможность избирателей с ограниченными возможностями здоровья свободно и безопасно наравне с другими гражданами иметь доступ к помещению для голосования, включая пешеходные тротуары, автомобильные дороги, информационные, технические и иные средства общественного пользования;

обеспечение доступа к избирательному участку - принятие надлежащих мер государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по оборудованию объектов инфраструктуры, находящихся в их собственности или ведении (подведомственности), специальными приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ наравне с другими гражданами к данным объектам для избирателей с ограниченными возможностями здоровья;  

доступность помещения для голосования – наличие условий, обеспечивающих беспрепятственный физический доступ к помещению для голосования и перемещения внутри него, в том числе к кабине и иным специально оборудованным местам, а также наличие вспомогательных средств для облегчения голосования избирателям с ограниченными возможностями здоровья;

карта потребностей – составленная соответствующей территориальной избирательной комиссией совместно с территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в сфере социального развития таблица с указанием потребностей избирателей с ограниченными возможностями здоровья в разрезе избирательных участков;

увеличительное стекло (лупа) – оптический прибор, предназначенный для увеличения текста, используемый при заполнении избирательных документов;

трафарет Брайля – специальный трафарет с отверстиями, совпадающими с пустыми квадратами в бюллетене для соответствующей отметки, относящемуся к кандидату, политической партии, либо к позиции "Против всех";

социальный работник - специалист, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую требованиям и характеру выполняемой им работы, и непосредственно осуществляющий социальное обслуживание либо организующий его в системе социальных служб, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

факсимильная подпись (факсимиле) - специально изготовленный штамп (клише), заменяющий собственноручную подпись лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу состояния здоровья не имеют возможности самостоятельно совершать собственноручную подпись (нарушение зрения, отсутствие конечности, нарушение координации движений, паралич).

 

  1. Организация работы по обеспечению условий для реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья

2.1. В целях обеспечения условий для реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обеспечения максимально возможной доступности помещения для голосования соответствующие территориальные избирательные комиссии совместно с соответствующими территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в сфере социального развития составляют карту потребностей избирателей с ограниченными возможностями здоровья не позднее 60 календарных дней до дня голосования. Форма утверждается Центральной избирательной комиссией

Форма карты потребностей включает в себя  следующую информацию:

- сведения о персональных данных избирателя с ограниченными возможностями здоровья (фамилия, имя, отчество, персональный идентификационный номер, дата рождения, адрес постоянного места жительства);

- группа инвалидности (I, II, III группа)  и виды нарушений  (слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата);

- примечание о необходимых иных потребностях избирателей с ограниченными возможностями здоровья.  

2.2. Карта потребностей используется для оказания конкретной помощи избирателям с ограниченными возможностями здоровья в участии в голосовании, а также нуждающихся в создании особых условий на избирательном участке.

2.2.1 Для учета избирателей с ограниченными возможностями здоровья уполномоченный государственный орган в сфере социального развития обязан предоставлять сведения о фактической численности указанных избирателей по состоянию на 1 февраля и 1 августа каждого года в Центральную избирательную комиссию, не позднее 10 числа указанного месяца. Форма карты потребностей утверждается Центральной избирательной комиссией.

2.3. Спецпредставитель Центральной избирательной комиссии при территориальной избирательной комиссии может направлять в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного государственного органа в сфере социального развития запрос о предоставлении сведений о гражданах с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на соответствующей территории.

2.4. По запросу спецпредставителя ЦИК КР при территориальной избирательной комиссии территориальное подразделение уполномоченного государственного органа в сфере социального развития проводит систематическое уточнение и обновление карт потребностей

2.5. утратило силу

2.6.Территориальное подразделение уполномоченного государственного органа в сфере социального развития предоставляет запрашиваемые сведения в разрезе населенных пунктов.

2.7. Соответствующие территориальные избирательные комиссии на основе предоставленных данных формируют районную информационную карту потребностей в разрезе избирательных участков, которую затем передают в участковые избирательные комиссии.

2.8.Участковая избирательная комиссия (далее – УИК), получив карту потребностей избирателей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории соответствующего избирательного участка  не позднее 50 календарных дней до дня голосования проводит проверку помещений для голосования на соответствие потребностям избирателей с ограниченными возможностями здоровья и доступности расположения информационных материалов, с привлечением органов местного самоуправления и представителей общественных организаций лиц с инвалидностью.

2.9. В случае если помещение для голосования не оборудовано специальными приспособлениями для входа избирателей с ограниченными возможностями здоровья, соответствующая избирательная комиссия не позднее 40 календарных дней до дня выборов направляет обращение в соответствующие органы местного самоуправления принять меры по обеспечению доступности помещения для голосования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.10. Органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны в случае обращения избирательных комиссий незамедлительно принять соответствующие меры. Неисполнение обращения избирательной комиссии влечет ответственность, установленную законодательством.

2.11. Помещения для голосования необходимо оборудовать с учетом потребностей ЛОВЗ. Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и урны для голосования), а также информационные стенды должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивалась его доступность для избирателей, которые используют коляски или имеют трудности при самостоятельном передвижении.

2.12. Участковые избирательные комиссии в помещениях для голосования, на которых наряду с другими избирателями голосуют избиратели с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, использующие коляски для передвижения, обязаны установить специальную кабину (иное специально оборудованное место высотой не более 75 см) для обеспечения удобства при волеизъявлении путем заполнения избирательного бюллетеня избирателем.

2.13.Специально оборудованная кабина или специально оборудованное место должны быть установлены или изготовлены с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня.

2.14. Члены УИК могут оказывать консультирование избирателей с ограниченными возможностями здоровья по зрению о вопросах порядка голосования, оказывать помощь в уточнении себя в списке избирателей.

2.15. Уточнения избирателей с ограниченными возможностями здоровья в Списке избирателей проводится в соответствии с Положением «Об обеспечении избирательных прав граждан отдельных категорий при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии от 17 ноября 2016 года №

2.16. Участковые избирательные комиссии после получения соответствующих данных об избирателях, являющихся избирателями с ограниченными возможностями здоровья (Карты потребностей) уточняют сведения о месте их голосования (в помещении для голосования или вне помещения для голосования избирательного участка) и о необходимости оказания им содействия в голосовании.

2.17. Содействие избирательным комиссиям в получении данных сведений могут оказывать по запросу УИК социальные работники.

 

3. Организация работы по информированию избирателей с ограниченными возможностями здоровья

3.1 Избирательные комиссии при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения уровня доступности информации должны предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей с ограниченными возможностями здоровья.

3.2.Избирательные комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с привлечением органов социальной защиты, организаций социального обслуживания, общественных организаций лиц с инвалидностью, специальных библиотек для слепых, иных организаций, размещая материалы (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых избирателями с ограниченными возможностями здоровья (органы социального развития, организации социального обслуживания, отделения Социального фонда, поликлиники, аптеки, библиотеки, социальные магазины и др.).

3.3.Избирательные комиссии могут оказывать консультативную, юридическую помощь избирателям с ограниченными возможностями здоровья, используя возможности общественных «горячих линий» связи с избирателями, в том числе средства факсимильной, мобильной связи и интернет-ресурсы избирательных комиссий. Рекомендуется привлекать для данной работы представителей общественных организаций лиц с инвалидностью.

3.4. Рабочей группе Центральной избирательной комиссии по совершенствованию реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья совместно с Рабочей группой Центральной избирательной комиссии по информированию при подготовке информационных материалов предусмотреть использование возможностей сети радиовещания для информирования слепых и слабовидящих избирателей:

- подготовить в аудиоформате (на цифровых носителях) выпуски информационных материалов об избирательной кампании (порядке уточнения себя в списке избирателей, времени и месте голосования, основных избирательных действиях, телефонах горячей линии), кандидатах, участвующих в выборах, порядке голосования, порядке заполнения бюллетеня и осуществления других процедур.

- предусмотреть возможность подготовки информационных изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля;

- использовать технические возможности библиотек для слепых, специальных общеобразовательных организаций, общественных организаций лиц с инвалидностью, располагающих специальным оборудованием (тифлосредствами), на котором установлены компьютерные программы экранного доступа, преобразующие текстовые файлы в звуковые или тактильные сигналы;

- использовать возможности мобильной связи, преобразующие смс-сообщения в голосовой сигнал при их получении пользователем.

3.5. Для информационного обеспечения глухих и слабослышащих граждан в период избирательных кампаний рекомендуется по возможности предусматривать использование сурдоперевода или субтитрирования информационных роликов и информационных выпусков и тематических передач на телевидении, в том числе о ходе подготовки и проведения выборов.

3.6. Избирательным комиссиям всех уровней совместно с органами местного самоуправления для информационного обеспечения избирателей, пользующихся креслами-колясками, рекомендуется визуальную информацию о выборах располагать в публичных местах так, чтобы избиратели указанной категории могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.

3.7. Спецпредставителям Центральной избирательной комиссии, территориальным избирательным комиссиям во взаимодействии с местными общественными организациями лиц с инвалидностью,  органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями социального обслуживания, иными органами и организациями в целях повышения правовой культуры избирателей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграции в общество проводить на ежегодной основе информационно-разъяснительную работу, в том числе в форме проведения выставок, форумов, деловых и ролевых игр, а также проводить в специальных общеобразовательных организациях, реабилитационных центрах информационные мероприятия, адаптированные к целевой аудитории.

3.8. Кандидаты, политические партии, группы «за», «против» участвующих в агитации по вопросу референдума обязаны публиковать и распространять агитационные материалы с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатанные увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля или иных специальных средств для избирателей с ограниченными возможностями здоровья, в количестве не менее одного процента от общего количества тиража агитационных материалов:

 - для слепых и слабовидящих избирателей – агитационные материалы в аудиоформате, в том числе в режиме радиовещания, печатные агитационные материалы крупным шрифтом и/или при помощи шрифта Брайля;

- для глухих и слабослышащих избирателей – агитационные материалы (видеоролики) с субтитрами и/или сурдопереводом.

 

4.Порядок голосования избирателей с ограниченными возможностями здоровья на избирательном участке

4.1. Избиратель с ограниченными возможностями здоровья может принять участие в голосовании на избирательном участке по месту жительства, где включен в список избирателей, либо вне помещения (на дому) за один календарный день до дня голосования, а на ином избирательном участке – при подаче не позднее 15 дней до дня голосования заявления по форме 2 о голосовании по избирательному адресу.

4.2. Каждый гражданин Кыргызской Республики с ограниченными возможностями здоровья вправе голосовать непосредственно на избирательном участке. Если избирателю требуется какая-либо помощь для обеспечения его возможности голосования на избирательном участке, ему необходимо предварительно уведомить об этом органы местного самоуправления и участковую избирательную комиссию, отправив письменную заявку на оказание содействия (в обеспечении транспортом, подготовке пандусов и другое) не позднее 15 календарных дней до дня выборов.

4.3.При голосовании на избирательном участке для получения бюллетеня избиратель предъявляет документ, удостоверяющий личность избирателя. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

4.4. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, вправе использовать факсимильную подпись или воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, представителем кандидата, политической партии, наблюдателем, общественным наблюдателем.

4.5. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень. В этом случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.

4.6.Кабина для тайного голосования, используемая избирателями с ограниченными возможностями здоровья, должна представлять собой сборно-разборную конструкцию, не требующую для сборки или разборки наличия специальных инструментов и быть достаточно свободной для размещения в ней двух избирателей, участников референдума.

4.7. Избиратели с ограниченными возможностями зрения могут воспользоваться увеличительным стеклом (лупой) или трафаретом Брайля, который имеется у членов участковой избирательной комиссии.

         Для информирования избирателей с ограниченными возможностями здоровья по зрению на информационном стенде размещаются материалы, выполненные в специальном формате, и (или) избирательные участки  должны быть оснащены информационными материалами в аудиоформате (на цифровых носителях) об избирательной кампании (порядке уточнения себя в списке избирателей, времени и месте голосования, основных избирательных действиях, телефонах горячей линии).

4.8. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, участников референдума с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, может устанавливаться специальная кабина для тайного голосования, имеющая размеры не менее 180 см высоты от уровня пола, 80 см в ширину и 100 см в глубину, которая должна быть оборудована местом для заполнения бюллетеня (столиком, полкой, подставкой и т.п.) шириной не менее 40 и глубиной не менее 30 см, расположенным на высоте от уровня пола не более чем на 75 см.

4.9. На избирательные участки, где предполагается участие в голосовании большого числа избирателей с ограниченными возможностями слуха, при содействии соответствующих организаций могут приглашаться сурдопереводчики.

4.10. Урны для голосования должны располагаться на расстоянии не более полутора метров от ближайшей специально оборудованной кабины для голосования, чтобы лица, находящиеся в помещении для голосования, не могли распознать отметку в бюллетене.

4.11.В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает ему новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

4.12.Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в автоматически считывающие урны (АСУ). Запрещается выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования.

4.13. Запрещается нахождение возле ящика для голосования иных лиц, кроме избирателя, опускающего избирательный бюллетень, за исключением случаев, когда по просьбе избирателя, затрудняющегося с правилами опускания бюллетеня в автоматически считывающую урну, может быть приглашен один из членов избирательной комиссии или технический специалист.

4.14. Лицам, находящимся в помещении для голосования, запрещается закрывать обзор или иным способом препятствовать наблюдению за урной для голосования.

 

5.Порядок голосования избирателей с ограниченными возможностями здоровья вне помещения для голосования

5.1. Участковая избирательная комиссия обеспечивает возможность участия в голосовании гражданам с ограниченными возможностями здоровья, включенных в список избирателей по месту их проживания или фактического нахождения.

5.2. Голосование вне помещения для голосования проводится только за один день до дня голосования в период с 8 до 20 часов на основании письменного заявления избирателя с ограниченными возможностями здоровья.

5.3. Заявления на голосование вне помещения для голосования подаются не позднее трех календарных дней до дня голосования. Заявления могут подаваться лично или через другое лицо. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, и данные об избирателе.

5.4. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поступившие заявления на голосование вне помещения в реестре и за два дня до дня голосования вывешивает список избирателей, голосующих вне помещения для всеобщего ознакомления.

5.5. По прибытии к избирателю члены участковой избирательной комиссии совместно с оператором проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и персональным данным. После чего член участковой избирательной комиссии выдает ему избирательный бюллетень в обмен на чек. При выдаче избирательных бюллетеней определенный жеребьевкой член участковой избирательной комиссии регистрирует избирателя в бумажном списке избирателей, проставляет серию и номер документа, удостоверяющего личность избирателя, и расписывается в нем о выдаче избирательного бюллетеня. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в бумажном списке избирателей или использует факсимиле в случае физической неспособности расписаться в получении бюллетеня.

5.6. При проведении голосования избирателей с ограниченными возможностями здоровья вне помещения для голосования также соблюдаются нормы пунктов 3.3., 3.4., 3.5. настоящего Положения.

5.7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специальном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень. Специальное место должно быть подобрано с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.

 

6.Особенности организации взаимодействия членов избирательных комиссий с избирателями с ограниченными возможностями здоровья

6.1. Избирательные комиссии в своей работе с избирателями с ограниченными возможностями здоровья, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.

6.2. При появлении в помещении для голосования избирателя с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего следует выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.

6.3. При общении с избирателем, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с избирателем, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с избирателем пользоваться обычной разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.

6.4. При работе с избирателем, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким избирателем можно общаться и в письменной форме либо через сурдопереводчика.

6.5. При работе с избирателем, являющимся слепоглухим, рекомендуется общаться через тифлосурдопереводчика.

6.6. При работе с избирателем, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить у стола для выдачи бюллетеней место для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.

 

7. Заключительные положения

7.1. Избирательные комиссии должны принять меры по доведению информации об итогах голосования и результатах выборов до избирателей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через общественные организации лиц с инвалидностью, иные органы и организации, социальных работников, а также через средства массовой информации, сайт Центральной избирательной комиссии.

Приложение №2

Приложение №3