-

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Центральной

комиссии по выборам и проведению

референдумов Кыргызской Республики

от 14 июня 2017 года № 153

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Кыргызской Республики

Настоящее Положение о порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Кыргызской Республики (далее – Положение) регламентирует порядок и условия проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Кыргызской Республики, а также участие государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации, интернет-изданий и избирательных комиссий в предвыборной агитации в период подготовки и проведения выборов.

Целями настоящего Положения являются, укрепление демократических начал при подготовке и проведении свободных выборов в полном соответствии с международными избирательными стандартами и законодательством Кыргызской Республики, повышение общественного доверия к избирательной системе и институту выборов, обеспечение информационных гарантий избирателей и иных участников выборов, обеспечение осознанного выбора избирателями и гласности выборов

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Конституции Кыргызской Республики, конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Законов Кыргызской Республики«Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О мирных собраниях», нормативных правовых актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

1.2. В настоящем Положении используются следующие термины:

агитационные материалы- печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании;

билборд–щит, используемый для размещения наружной рекламы, устанавливаемый вдоль трасс, улиц. Щит представляет собой раму, обитую листами стали или фанеры, покрытую атмосфероустойчивыми составами, закрепленную на опоре;

брошюра- текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, без твердого переплета, в обложке, в которой содержится полная информация о кандидате,политической партии выдвинувшей кандидата;

буклет- категория печатной продукции, которая не определяется конкретным видом, но имеет общую характеристику, многополосность (печатная полоса - страница с размещенной на ней информацией, с 1 сгибом является 4 полосным изданием);

дискуссия- публичное обсуждение каких-либо вопросов на собрании, в печати, в беседе с оппонентом;

информационное обеспечение выборов- информирование избирателей и предвыборная агитация, способствующие осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов;

листовка- вид агитационно-политической или информационной литературы;

плакат- крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях;

предвыборная агитация- деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, политических партий, выдвинувших кандидатов,уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов;

предвыборный штаб- временный коллектив людей, объединенных задачей добиться наилучшего результата кандидата, а также место основного размещения этого коллектива;

публичные дебаты- публичный обмен мнениями двух и более кандидатов по различным общественно значимым вопросам, в том числе, касающихся предвыборных программ, озвученных в ходе публичного обмена мнениями;

юбилейные мероприятия- мероприятия, связанные с празднованием особо значимых исторических событий в жизни народа и государства, дней рождений (в юбилейном году) лиц, имеющих особые заслуги перед народом, государством, человечеством. К юбилейным мероприятиям относятся: торжественные собрания, конференции, праздничные шествия, демонстрации, концерты, конкурсы, состязания и другие мероприятия, связанные с празднованием юбилея;

интернет – глобальная (всемирная) компьютерная сеть (система объединенных компьютерных сетей) для хранения и передачи информации.

интернет-издания – интернет-сайт (портал, форум), кроме интернет-блогов и персональных страниц физических лиц в социальных сетях, содержащий материалы новостного, информационно-аналитического, развлекательного и иного характера, администрируемый (модерируемый) в Кыргызской Республике или владельцами которых являются граждане и/или юридические лица Кыргызской Республики, позволяющий свободный доступ к нему в сети интернет посетителей, если число посещений интернет-издания превышает 500 уникальных посетителей в сутки или 1000 уникальных посетителей в месяц.

ссобрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для проведения предвыборной агитации.

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для проведения предвыборной агитации.

демонстрация - организованная публичная предвыборная агитация группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях проведения предвыборной агитации.

2. Общие условия проведения предвыборной агитации

2.1. Предвыборная агитация является составной частью информационного обеспечения выборов.

Предвыборная агитация – деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, политических партий, по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов либо против них;

2.2. Граждане Кыргызской Республики, кандидаты, политические партии вправе проводить агитацию за участие в выборах, за или против любого кандидата, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов.

2.3. Предвыборной агитацией признаются:

а) призывы голосовать за отдельного кандидата либо против него;

b) выражение предпочтения в отношении отдельного кандидата;

c) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

d) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей.

2.4. В период избирательной кампании граждане Кыргызской Республики, политические партии вправе вести предвыборную агитацию, требующую финансирования, только по согласованию с кандидатами и через их избирательные фонды.

2.5. Агитация может проводиться на собраниях, митингах, через средства массовой информации и интернет-издания. Формы и методы проведения агитации должны соответствовать законодательству Кыргызской Республики.

2.6. Формы и методы предвыборной агитации могут осуществляться:

a) На каналах организаций телерадиовещания и периодических печатных изданиях:

- публичные дебаты;

- дискуссии;

- «круглые столы» - обмен мнениями, вопросами, ответами между представителями кандидатов и представителями средств массовой информации, интернет-изданий, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных мероприятий;

- пресс-конференции - изложение представителем кандидата, политических партий, выдвинувших кандидата, предвыборной программы перед представителями средств массовой информации, интернет-изданий, включая ответы на вопросы журналистов;

- интервью - ответы кандидата, политических партий, выдвинувших кандидата, их представителей на вопросы, заданные им журналистами средств массовой информации, интернет-изданий в ходе личной встречи;

- выступления - личное обращение (монолог) кандидата, его представителя к избирателям с изложением предвыборной программы;

- показ телеочерков, видеофильмов о кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидата;

- иные, не запрещенные Законом формы.

b) Проведение массовых мероприятий:

- собрания и встречи с гражданами;

- публичные дебаты и дискуссии;

- митинги;

- демонстрации;

- шествия.

c) Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

d) Иные не запрещенные законами формы и методы:

- публичные выступления в ходе выборов,организация и проведение листовочной кампании, наружная и уличная агитация;

- технологии «от человека к человеку», которые осуществляются в различных общественных местах;

- агитация с привлечением известных людей (спортсменов, артистов эстрады и других, с организацией агитационных поездов);

- организация спортивных мероприятий и другие;

В качестве отдельного метода можно выделить проведение агитации с использованием Интернета. При применении этого метода должны соблюдаться общие правила агитации, установленные законодательством и настоящим Положением.

Кандидаты, политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей предвыборной агитации.

2.7. Не имеют права проводить предвыборную агитацию:

- работники государственных органов и органов местного самоуправления;

- члены избирательных комиссий;

- наблюдатели;

- международные наблюдатели;

- судьи;

- члены и представители религиозных организаций;

- члены и представители организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;

- лица, не достигшие 18 лет, в том числе использование изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением лиц, являющихся близкими родственниками кандидата;

- иностранные граждане и организации;

- лица без гражданства.

2.8. Гражданам Кыргызской Республики, кандидатам, политическим партиям, выдвинувших кандидата и их представителям при проведении выборов государством обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

2.9. Избирательные комиссии по требованию кандидатов, политических партий, выдвинувших кандидата должны обеспечить проведение агитации и встреч с избирателями, а также вправе присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях кандидатов.

2.10. Кандидаты вправе также на договорной основе, за плату арендовать помещения любой формы собственности для организации предвыборного штаба. Оплата арендной платы, должна осуществляться исключительно из их избирательных фондов.

2.11. Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатови прекращается за 24 часа до начала голосования.

2.12. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, билборды, баннеры и другие материалы), ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

3.Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий по обеспечению проведения предвыборной агитации

3.1.Государственные органы и органы местного самоуправленияв период предвыборной агитации обязаны обеспечить возможность проведения предвыборной агитации кандидатамна равных условиях.

При этом работники государственных органов и органов местного самоуправления не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

3.2. Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.

3.3. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Заявления от кандидатово выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.

3.4. Органы местного самоуправления обязаны не позднее 10 календарных дней со дня назначения выборов предоставить на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных материалов. Кандидатамдолжны быть обеспечены равные условия для размещения таких материалов. Органы местного самоуправления в течение 10 календарных дней после опубликования результатов выборов обеспечивают уборку соответствующих территорий от агитационных материалов.

3.5. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Правоохранительные органы должны оказывать содействие избирательным комиссиям по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, их изъятию, а также по установлению изготовителей указанных материалов и источника их оплаты.

3.6. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Члены избирательных комиссий не вправе проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

3.7. Центральная избирательная комиссия:

- своевременно оповещает и информирует средства массовой информации, интернет-издания о сроках и правилах предоставления средствами массовой информации и интернет изданиями сведений о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади или права публикации, для участия в предвыборной агитации;

- оказывает средствам массовой информации и интернет-изданиям информационную и консультативную помощь по избирательному законодательству и правилах участия в предвыборной агитации;

- осуществляет прием и регистрацию уведомлений и документов, поступивших от средств массовой информации и интернет изданий;

- официально опубликовывает на официальном сайте Центральной избирательной комиссии список средств массовой информации и интернет-изданий, участвующих в предвыборной агитации, а также сведений о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади или права публикации в период подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики.

3.8. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч представителей кандидатов, политических партий, выдвинувших кандидата, их доверенных лиц и уполномоченных представителей с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для кандидатов при проведении массовых мероприятий.

3.9. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих информацию, установленную пунктом 8.1 настоящего Положения,принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.

3.10. В случае нарушения кандидатом, его представителями, средствами массовой информации, интернет-изданиями правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством.

3.11. В случае неоднократного нарушения кандидатом, политической партией вышеуказанных требований Центральная избирательная комиссия по ходатайству соответствующей избирательной комиссии либо по своей инициативе вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.

4. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, интернет-издания

4.1. Кандидатамгарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации и интернет изданиям.

4.2. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации и интернет изданий запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации и интернет-издания, если указанные лица являются учредителями данного средства массовой информации или владельцами интернет-издания и одновременно кандидатами,либо представителями кандидата. Данное правило не касается агитационных выступлений указанных лиц при использовании бесплатного эфирного времени на каналах государственных и местных телерадиоорганизаций.

4.3. Средства массовой информации или интернет издания, учредителями (соучредителями, владельцами) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации и интернет-издания, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации и интернет-изданиями, обязаны обеспечить кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.

4.4. Средства массовой информации и интернет-издания, не подпадающие под действие пункта 4.3 настоящего раздела, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь или право публикации кандидатамв соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Размер оплаты за предоставление эфирного времени, публикацию в периодических печатных изданиях, право публикации в интернет-издании должен быть единым для всех кандидатов.

      4.5. При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади или права публикациине позднее 20 календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию ине позднее 25 календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов должны быть опубликованы на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.

      4.6. Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики. В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле - и радиопрограмм производится в записи. Запрещается ретрансляция теле - и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов. В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут ретранслирующие средства массовой информации.

      4.7. При информировании средствами массовой информации и интернет-изданиями не допускается:

- систематическая (два и более раза) подача односторонней информации об одном или нескольких кандидатахи замалчивание информации о других кандидатах;

- распространение заведомо недостоверной информации о кандидате, формирующей определенное отношение избирателей к кандидатам.

      4.8. Опубликование (освещение) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей.

При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, редакции средств массовой информации и интернет-изданий, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать:

- организацию или физическое лицо, проводившее опрос;

- время его проведения;

- число опрошенных (выборку) граждан;

- метод сбора информации;

- регион, где проводился опрос;

- точную формулировку вопроса;

- статистическую оценку возможной погрешности;

- лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его опубликование.

Не допускается в последние 5 календарных дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (освещение) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть интернет).

 

5. Порядок предоставления эфирного времени на каналах

организаций телерадиовещания

5.1. Организации телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также организации телерадиовещания, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими организациями телерадиовещания и осуществляющих телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы обязаны предоставитькандидатамбесплатное эфирное время на каналах этих организаций телерадиовещания. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию - с 20 до 24 часов.

5.2. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной организацией телерадиовещания для проведения агитации на выборах Президента Кыргызской Республики должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу кандидатамина равных основаниях.

5.3. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, исключительно для совместного проведения дискуссий в форме «круглых столов» и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все кандидатыдолжны быть допущены на равных основаниях.

В совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично.

Кандидатвправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается.

Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличения объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшимся от участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированным кандидатам.

Если кандидатне смог принять участие в совместном агитационном мероприятии по объективным причинам, то он наряду с другими кандидатами, не принявшими участие в совместном агитационном мероприятии, вправе попросить использовать свое эфирное время.

5.4. Организации телерадиовещания, указанные в пункте 5.2. настоящего Положения, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидатуза плату по его требованию. Общий объем резервируемого платного эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, а также размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов. При этом каждый кандидатвправе получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число кандидатов.

Стоимость предоставляемого кандидатам платного эфирного времени не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

5.5. Ведущий теле- радиопередач обеспечивает соблюдение порядка проведения дебатов, «круглого стола», предварительно согласованного с участниками, предлагает им ответить на вопросы других участников, либо на вопросы телезрителей, радиослушателей.

Ведущий не вправе:

- нарушать определенный организаторами (участниками) дебатов, «круглого стола» порядок их проведения;

- ограничивать время выступления участника дебатов, «круглого стола», если иное не предусмотрено порядком их проведения, согласованным с его участниками, либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи;

- отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов, «круглого стола».

 

Участник предвыборных дебатов, «круглого стола» обязан:

- соблюдать определенный порядок проведения дебатов, «круглого стола»;

- вести дискуссию, «круглый стол» в рамках этических норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников дебатов, «круглого стола»;

- выполнять обоснованные требования ведущего.

Участникам предвыборных дебатов, «круглого стола», в том числе иным присутствующим лицам запрещается прерывать выступления кандидатов, а также сопровождать их какими-либо комментариями.

5.6. Организации телерадиовещания независимо от форм собственности, предоставившие кандидатамэфирное время, обязаны предоставить другим кандидатамэфирное время на тех же условиях (одинаковые расценка, время выхода в эфир, объем времени и другие условия).

5.7. Порядок, объем и время теле- радиопередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливаются избирательными комиссиями по согласованию с руководством организации телерадиовещания и распределяются с соблюдением принципа равенства между кандидатами.

5.8. Платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания для проведения предвыборной агитации производится на основании подтверждения согласия кандидата (Форма №6) и договора, заключенного в письменной форме между организацией телерадиовещания и уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, по предварительной оплате до предоставления эфирного времени. Условия договора должны соответствовать порядку, объему и времени, согласованному руководством организации телерадиовещания с избирательными комиссиями.

5.9. При предоставлении эфирного времени за плату, размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиям предоставления эфирного времени, указанным в сведениях, представленных в Центральную избирательную комиссиюи опубликованныхна ее официальном сайте.

5.10. При предоставлении платного эфирного времени оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда кандидата.

5.11. Не допускается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов, в том числе рекламой товаров, работ и услуг, а также перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов трансляцией иных теле- и радиопрограмм, передачей иных агитационных материалов.

5.12. Видео- и аудиозаписи, выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня опубликования результатов выборов. Организации телерадиовещания обязаны бесплатно предоставлять копии указанных теле - и радиопрограмм по требованию Центральной избирательной комиссии.

6. Проведение предвыборной агитации через печатные средства массовой информации и интернет-издания

6.1. Периодические печатные средства массовой информации, подпадающие под действие пункта 4.3. настоящего Положения и распространяемые на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить на равных условиях бесплатные печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, размере не менее одной страницы формата А4. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в предвыборной кампании в какой бы, то ни было форме.

6.2. Печатные издания, интернет-издания независимо от форм собственности, предоставившие кандидатампечатные площади, обязаны предоставить другим кандидатампечатные площади, право на публикацию, на тех же условиях (одинаковые расценка, объем и другие условия). При этом стоимость печатной площади не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

6.3. Редакции периодических печатных изданий, интернет-издания публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидатупутем изменения тиража и/или периодичности выхода периодических печатных изданий, времени распространения публикации.

6.4. Платное предоставление печатной площади в периодических печатных изданиях, права на публикацию в интернет-изданиях для проведения предвыборной агитации производится на основании подтверждения согласия кандидата (Форма №6) и договора, заключенного в письменной форме между редакцией периодического печатного издания, интернет-издания и уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, до предоставления печатной площади.

6.5. При предоставлении печатной площади за плату, размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиям предоставления печатной площади, право на публикацию, указанным в сведениях,представленных в Центральную избирательную комиссиюи опубликованныхна ее официальном сайте.

6.6. При предоставлении платной печатной площади, права на публикацию оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда кандидата, политической партии.

7. Предвыборная агитация посредством проведения

массовых мероприятий

7.1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатамв организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Целью проведения массовых мероприятий является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни, побуждающим избирателей к голосованию за кандидатов на выборах.

7.2. Кандидаты, политические партии имеют право как на безвозмездное (бесплатное), так и на платное предоставление помещений для проведения собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий.

Заявления от кандидатов, политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.

В случае отказа кандидату, политической партии в предоставлении помещения для встреч с избирателями государственные органы и органы местного самоуправления обязаны выдать письменное мотивированное решение об отказе.

В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, отказ в предоставлении этого же помещения другому кандидату не допускается.

7.3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для кандидатовпри проведении массовых мероприятий.

Избирательные комиссии составляют график этих встреч, информируют о графике кандидатови соответствующие государственные органы, и органы местного самоуправления, которые обязаны оказывать содействие в организации собраний и встреч с избирателями.

7.4. Кандидатывправе организовать спортивные, культурно-развлекательные мероприятия во время предвыборной агитации при условии, что все затраты, связанные с проведением мероприятий должны осуществляться из средств избирательного фонда кандидата. Артисты, спортсмены, участвующие в этих мероприятиях должны быть гражданами Кыргызской Республики. Участие иностранных граждан и лиц без гражданства, лица, не достигшие 18 лет в предвыборной агитации запрещается.

7.5. При проведении агитации посредством митингов, демонстраций, шествий кандидатыдолжны соблюдать правила их проведения, установленные законодательством Кыргызской Республики, обязательно уведомлять государственные органы и органы местного самоуправления о месте, времени, предполагаемом количестве участников массового мероприятия, маршруте; не иметь при себе оружия или предметы, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан; не использовать агитационное мероприятие с целью призывов к изменению конституционного строя, нарушению целостности государства, разжиганию национальной и религиозной ненависти, пропаганды войны и насилия и др. запрещенных призывов.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать безопасность участников при проведении массовых мероприятий, не нарушая конституционные права и свободы участников массовых мероприятий.

7.6. Уведомление о проведении планируемого мирного собрания осуществляется организаторами в письменной форме не ранее 30-дневного срока и не позднее 2 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление может быть подано в виде письма, телеграммы, телефонограммы, посредством почтовой, факсимильной, электронной или иной связи либо иным способом или в иной форме.

Уведомление включает сведения об организаторе (наименование организации и (или) фамилия, имя, отчество лица) и его контактные данные (местонахождение организации и (или) адрес лица, номер телефона), информацию о месте проведения и (или) маршруте движения, дате и времени начала и окончания, цели, примерном числе участников, об использовании звукоусиливающей аппаратуры или других предметов при проведении мирного собрания. Организатор мирного собрания вправе включить в содержание уведомления другие сведения, а также приложить к нему другие документы.

7.7. При наличии достоверной информации, касающейся проведения других мирных собраний или других обстоятельств, влияющих на безопасность граждан, государственные органы и органы местного самоуправления вправе предложить изменить дату проведения мирного собрания, место его проведения, а также маршрут движения.

7.8. Лица, уведомившие о проведении мирного собрания, вправе потребовать, а государственные органы и органы местного самоуправления обязаны в этот же день при получении уведомления выдать письменное подтверждение получения уведомления.

Письменное подтверждение государственного органа или органа местного самоуправления должно включать в себя сведения о его наименовании, фамилию, имя, отчество и подпись сотрудника, принявшего уведомление, дату и время поступления уведомления.

7.9. Мирные собрания могут проводиться на всей территории Кыргызской Республики.В целях обеспечения безопасности участников мирные собрания не могут проводиться вблизи (не менее 100 метров) объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, на железных дорогах, нефтепроводах и под линиями высоковольтной электропередачи, объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций.

В местах богослужения не допускается проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера.

8. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

8.1. Кандидатывправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии должны до их распространения представляться в Центральную избирательную комиссию.

8.2. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организации (фамилии, имена, отчества и адреса места жительства лиц), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации), заказавшего изготовление данных агитационных материалов, информацию об их тираже и дате их выпуска, а также фамилию, имя, отчество уполномоченного представителя кандидата, оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

Требование, указанное в п. 8.2. настоящего Положения не распространяется на предвыборную агитацию, осуществляемую по радио.

При размещении наружных агитационных материалов кандидат обязан до их распространения податьписьменное заявление с указанием вида наружного агитационного материала иточного адреса предполагаемого его места размещения (дислокации) в Центральную избирательную комиссию, приложив образцы или эскизы агитационного материала.

8.3. Запрещается размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в местах богослужения, в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия» «объектами историко-культурного наследия могут быть признаны недвижимые и движимые (целиком или в оговоренной части) материальные исторические свидетельства:

- памятники истории: здания, сооружения, мемориальные места, исторические некрополи и мемориалы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народов, а также с жизнью выдающихся деятелей республики;

- памятники археологии: пещеры, стоянки, городища, тепе, торткули, остатки древних поселений, укреплений, фортификационных сооружений как наземных, так и подводных, древние производства и рудники, каналы и оросительные системы, дороги и мосты, отдельные курганы и некрополи, наскальные изображения и наскальная эпиграфика;

- памятники градостроительства и архитектуры: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и иных видов искусства».

8.4. Использование зеленых насаждений, деревьев, склонов и вершин гор и холмов, других природных возвышенностей в целях размещения агитационных материалов в любом виде не допускается.

8.5. Кандидатывправе использовать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, изготовленные до назначения выборов, в соответствии с требованиями законодательства в пределах суммы расходов кандидатовиз избирательного фонда.

8.6. За уничтожение, повреждение или порчу печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов граждане несут ответственность в установленном законом порядке.

8.7. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на равных условиях для всех кандидатов. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

9. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

9.1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

9.2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.

9.3. С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства избирателям; вручать подарки и иные материальные ценности избирателям; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, изображение кандидата, в соответствии с Перечнем, утверждаемым Центральной избирательной комиссией; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги.

Уголовный кодексом Кыргызской Республики предусматривается уголовная ответственность за совершение подкупа голосов избирателей (ст. 140 УК КР).

Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кандидатом и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда кандидата.

9.4. Кандидаты, их близкие родственники, супруг (а), представители кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О меценатстве и благотворительной деятельности» под благотворительной деятельностью понимается осуществление гражданами и юридическими лицами добровольной деятельности по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

К близким родственникам относятся: родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

9.5. Информирование избирателей зарегистрированными кандидатами, политическими партиями или их представителями с использованием наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, значков, логотипов или их характерных составных частей, флага, девизов, слоганов и/или иной атрибутики (символики) кандидатов, политических партий, позволяющих их идентифицировать (определить их принадлежность), является агитацией и не допустима в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации кандидатов, за 24 часа до начала голосования.

Размещение на зданиях и помещениях, в которых расположены штабы кандидатовнаименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, логотипов, значков, флага, и/или иной атрибутики (символики)кандидатов, политических партий, не является предвыборной агитацией.

9.6. Кандидаты, их представители, представители политических партий, средства массовой информации и интернет-изданий, другие лица, участвуя в предвыборных кампаниях, не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации других кандидатов, политических партий. Средства массовой информации и интернет издания, допустившие такие публикации, по требованию кандидата, политической партии обязаны опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью, публикацию или выступление, не соответствующие действительности или искажающие ее. Опровержения или разъяснения публикуются в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и информация, на которую дается ответ, в интернет-изданиях – незамедлительно, в периодических изданиях - в следующем выпуске, а опровержения или разъяснения на выступления по телевидению или радио - в выпуске дня, следующего за днем поступления опровержения или разъяснения.

Непредставление кандидатувозможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту их репутации в средствах массовой информации, в которых была опубликовано информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию кандидатаможет явиться основанием для судебной ответственности данных средств массовой информации.

9.7. В случае нарушения кандидатом, а также его представителем, средствами массовой информации, интернет-изданиями требованийнастоящего Положения, избирательные комиссии, избиратели, кандидат, политическая партия, а также их представители, средства массовой информации, интернет-издания вправе обратиться в правоохранительные органы, суд с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

9.8. В случае нарушения кандидатом, политической партией требований о порядке информирования избирателей и предвыборной агитации, Центральная избирательная комиссия вправе сделать им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения кандидатомвышеуказанных требований Центральная избирательная комиссиявправе принять решение об отмене регистрации кандидата.

10. Контроль за соблюдением правил проведения

предвыборной агитации

10.1. Контроль за соблюдением кандидатами, политической партией, редакциями средств массовой информации, интернет изданиями и их сотрудниками правил, установленных в настоящем Положении, осуществляетсяЦентральной избирательной комиссией, территориальными и участковыми избирательными комиссиями.

10.2. В целях обеспечения контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, Центральная избирательная комиссия формирует Рабочую группу по контролю за соблюдением правил ведения предвыборной агитации.Полномочия и порядок деятельности Рабочей группы регламентируется Положением о ней, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии. Состав рабочей группы утверждается приказом Председателя Центральной избирательной комиссии.

10.3. Редакция средства массовой информации, интернет-изданий ведут учет публикаций, выпуска предвыборных агитационных материалов. В случае поступления запроса от Центральной избирательной комиссии редакция средства массовой информации, интернет-издания обязаны предоставить ей письменную информацию в течении двух рабочих дней, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов.

10.4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами избирательного законодательства, а также рассматривают заявления (жалобы) на их действия, связанные с обеспечением проведения предвыборной агитации в строгом соответствии с законодательством.

Форма № 6

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СОГЛАСИЯ КАНДИДАТА

________________________________________________________________ Кандидат (уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата) (фамилия, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя по финансовым вопросам)

___________________________________________________________________ (наименование и номер избирательного округа)

Счет №_______________

__________________________________________________________________ (реквизиты специального избирательного счета)

__________________________________________________________________ (фамилия, имя и отчество гражданина, наименование организации)

даю (ет) согласие на выполнение работ (реализацию товаров, оказание услуг) согласно договору от « ______» 2017 года № _____ и их оплату за счет средств избирательного фонда, а также на распространение агитационных печатных материалов.

Кандидат _______________________________________________

(фамилия, имя и отчество, подпись, дата)

Уполномоченный

представитель кандидата

по финансовым вопросам ____________________________________ (фамилия, имя и отчество, подпись, дата)